Программа учебной дисциплины «Общий психологический практикум», страница 4

- определение соотношения стилей мышления по Бремсону и Харрисону и профиля (типа) мышления по Ганзену.

Психодиагностика общих способностей (интеллект).

- определение количественных показателей IQ по методикам Векслера, Амтхауэра, Айзенка, Равена, CF-Кеттелла, Слоссона, КОТ и др.

-  анализ показателей отдельных субтестов и их блоков для получения информации о качественных (структурных) особенностях интеллекта,

-   графическое и описательное представление профиля интеллекта испытуемого с указанием на наиболее сильные и слабые его стороны (невербальный - вербальный, теоретический - практический, гуманитарный – естественнонаучный, технический, математический и т.д.)

Изучение специальных способностей на основе биографических данных испытуемого, наблюдения, анализа продуктов деятельности, успешности освоения и выполнения различных видов деятельности.

Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой сферы.

          Знакомство с физиологическими и психологическими методиками выявления эмоциональных состояний, освоение методик выявления доминирующих эмоциональных состояний, методик изучения эмоциональных отношений (чувств), эмоциональных свойств и типов личности, экспрессии и эмоционально-обусловленного поведения:

-  определение свойств эмоциональности, возбудимости, тревожности, агрессивности, вспыльчивости, депрессивности, фрустрированности, обидчивости, эмоциональной удовлетворенности и зрелости по опросникам  (Русалов, Симонов, Ильин, Ассингер, Айзенк, Спилбергер-Ханин, Тейлор, Басс-Дарки),

-  определение показателей эмоциональных характеристик с помощью проективных методик (Розенцвейг, Люшер, ТАТ, Роршах,  рисуночные тесты: «Дом-дерево-человек», «Нарисуй человека», «Несуществующее животное», «Кинетический рисунок семьи» и др.),

-  определение структуры эмоциональных ценностей по Додонову,
-  определение эмоционального интеллекта (опросник EQ),
     -      исследование эмоциональных состояний методами САН, цветовой тест Люшера, опросникам Курганского и Немчина, определение эмоционального состояния по характеристикам речи и др.,  
        -   определение «цены» интеллектуально-эмоционального напряжения путем сопоставления показателей самочувствия, активности, настроения, вегетативного коэффициента и суммарного отклонения от аутогенной нормы до и после стресса (экзамена, прохождения объемного интеллектуального теста, другой напряженной ситуации).
Исследование волевых качеств:
-  измерение силы мышечного напряжения и статической мышечной выносливости,
-  определение силы воли, терпеливости, упорства, настойчивости, произвольного социального самоконтроля с помощью опросников (Обозова, Ильина и Фещенко, Никифорова, Васильева и Фирсовой и других),

-  исследование дисциплинированности, самостоятельности, настойчивости, выдержки, организованности, решительности, инициативности  методом наблюдения по Высоцкому,

-  экспериментальное исследование упорства методом определения  длительности задержки дыхания, динамометрическим методом, методикой «Неразрешимая задача» и др.

-  определение помехоустойчивости, дисциплинированности и процессов пресыщения  (методики Высоцкого, Крепелина, Карстен, методы школы К.Левина и др.)

Диагностика индивидных свойств человека.

       -  определение соматических признаков и типа конституции по  Кречмеру и Шелдону.

-  исследова­ние свойств нервной системы по психомоторным показателям (методики Ильина),

-  исследование психодинамических свойств с помощью опросников (Бойко, ОСТ, Стреляу и др.),

-  определение типа темперамента (опросник Г. и С. Айзенк PEN, Стреляу и др.),

-  определение ведущей репрезентативной системы (опросник БИАС),

-  определение ведущего полушария (пробы на определение ведущего из парных органов чувств и движений, методика «Художник – Мыслитель»)