Программа учебной дисциплины «Общий психологический практикум», страница 2

2.  Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

 «Общий психологический практикум» является общепрофессиональной дисциплиной обязательного федерального компонента учебной программы. Данная дисциплина взаимосвязана со следующими дисциплинами: «Общая психология», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика» и другими.

Реализация поставленных задач предполагает специальные принципы обучения:      

·  проблемность обучения как введение студентов в контекст множественности парадигм, типов исследования,  типов знания и соотношений между ними;

·  широкая ориентировка в проблемной ситуации, означающая переход от жесткого алгоритма понимания и действия к самостоятельной постановке проблем, выбору цели и средств профессиональной деятельности;

·  диалог как основное средство формирования профессионального опыта студентов и форма образовательного взаимодействия;

·  ценностно-смысловая позиция, профессиональная ответственность психолога.

Реализация этих принципов обучения позволит студентам не просто ознакомиться с классическими методами психологии, но и применять эти методы в своей исследовательской деятельности.

3.  Содержание дисциплины.

Раздел 1. Методология и методы современной психологии.

          Соотношение понятий "методологической принцип", "метод", "методика", "методический подход", "методический прием".

          Методологические принципы современной психологии: взаимодействия, развития (эволюции), детерминизма, целостности (системности), единства внешнего и внутреннего (реконструкции), активности, субъективности. Специфика предмета психологической науки и отражение понимания предмета психологии и ее методологии.

          Подходы к классификации методов психологического исследования. Организационные методы: сравнительный, комплексный, лонгитюдинальный.

                Эмпирические способы получения исходных данных:  наблюдение и самонаблюдение (обсервационные); экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий); психодиагностические методы (тесты, анкеты, вопросники, социометрия, интервью, беседа); приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиография, приемы анализа продуктов деятельности); моделирование (математическое, кибернетическое, имитационное и др.) биографические методы. Эксперимент и его разновидности в различных психологических школах как типы исследования в психологии. Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы.

          Приемы обработки данных: количественный (математико – статистический и качественный анализ (выделение типов, групп, описание конкретных случаев).

          Интерпретационные методы: способы теоретического исследования генетических и структурных связей изучаемого явления.

Раздел 2. Требования к методикам и их стандартизация.

          Репрезентативность выборки и норм: основные статистические понятия, возрастные нормы, групповые нормы, относительность норм. Технологии создания и адаптации методик.

Приемы измерений и типы измерительных шкал: номинативные, ординальные, шкалы интервалов и отношений. Особенности применения и обработки данных в зависимости от типа измерительной шкалы.

Раздел 3. Объект и предмет исследования.

          Теоретические и методологические предпосылки определения. Составление программы психологического исследования, разработка плана ее реализации, исходя из конкретных исследовательских задач, подбор методов, адекватных целям психологического исследования. Соблюдение методологических принципов и реализация методических подходов. Контроль валидности, надежности и объективности при подборе методик, контроль репрезентативности выборки.

Структура научного отчета о результатах психологического исследования.