Социальные изменения, социальное развитие и прогресс. Социальные типы личности. Предыстория социологии. Теория ''Третичной'' цивилизации, ''цивилизации досуга'', страница 2

В советском обществе решающим критерием стратификации было место в партийно – государственной иерархии. В итоге возникал разрыв между реальной социальной структурой общества и ее официально-пропагандистским изображением.

В начале 1990-х годов в экономической структуре западных стран установилось следующее соотношение разных форм собственности:

Трудовая коллективная - 10%

Государственная - 30%

Частная - 60%

Для социологии проблема собственности выступает в двух основных планах: ощущает ли себя человек собственником? Является ли собственность «деятельной», реализующейся в работе, использованной, эффективной или нет?

В анализе социальной стратификации весьма распространены графические изображения:

треугольник

трапеция

ромб

Треугольник – большой разрыв между большинством и меньшинством. Трапеция – этот разрыв несколько сокращается. Ромб- большинство — люди со средним достатком.


10.Сущность культуры

Здесь (социология к-ры и сущность к-ры.)

Исторически, понятие «к-ра» изменялось: 1) Обработка почвы, т.е. любое усовершенствование любого объекта. Социологи наз этот период «к-ра чего-то». 2) Усоверш-е, понимание к-ры, как облагораживание. Утончение физ и дух сил чел-а, его поведения, нравов и обычаев. Форм-е, образов-е образа чел-а. 3) Акцент на достижение процесса соверш-ия. К-ра – наука, иск-во и религия. 4) Представление о к-ре, как образе жизни, духе народа, о множественности к-р. Переход от чел-а к общ-ву. 5) Определение социологич термина. В широком смысле – разграничение природы и общ-ва, людей и нелюдей. В узком – разграничение общность общностей, культ и некульт людей.

К-ра – сумма ценностей. Ценность – важность разл предметов и явлений для чел-а. Ценность складывается лишь на уровне больших соц общностей. Ценность – обобщенные цели и средства их достижения, выполн-ие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общ-ва, помогая индивидам осущ-ть соц одобряемый выбор своего поведения. Система ценностей – образует внутр каркас к-ры, выражая потребности и интересы инд-дов и соц общностей. Она оказывает обратное влияние на эти потребности и интересы и выступает важнейшим стимулом и мотивом соц действия. Особенность ценности: разные, и даже противоположные ценности могут уживаться в сознании одного чел-а.

К-ра и деят-ть. К-ра – качеств хар-ка чел деят-ти; система, пронизывающая все общ-во. Многообразие проявлений к-ры соответ-ет многообразию чел деят-ти. К-ра м б рассмотрена в технологич аспекте, т.е. как технология, как показатель рациональности, организ-ти и эффект-ти люб чел деят-ти.

К-ра – мера чел-а. Здесь очень сущ-на гуманист-ая, человекотворч-ая грань к-ры. В этом смысле она есть чел-ое, личностное изменеие истории, выражение изменения самого чел-а в ходе ист развития, процесс и мера самоопределения и сасореализ-ии чел-а, как родового существа. К-ра – средство соц-ции чел-а, она тесно связана со свободой чел-а.

К-ра – сумма норм. К-ра – нормативная система. Виды норм: 1) Нравы – нормы, вкл-ие моральную оценку. Аморальные нравы запрещаются моральными стандартами общ-ва. 2) Обычаи – нормы, не связ с моральными санкциями, этикет манеры. 3) Законы – формализ-ые нормы, опирающиеся на власть гос-ва и его органы. 4) Ритуалы, обряды, церемонии.

К-ра – твор-во. Тв-во возможно лишь тогда, когда личность усваивает уже сущ-ие ценности к-ры. Тв-во – сложный, многогранный процесс: созидание новых, соц-значимых ценностей; качеств хар-ка деят-ти чел-а; созидание мира и саморазв-е чел-а; подтверждение или док-во уже известного; поиск; разрушение психологич барьеров, снятие инерции мышления и действия, преодоление стереотипов.

К-ра и к-ры. Любая общечел-ая ценность несет печать творца, эпохи. Множественность и говорит о том, что к-ра и есть к-ры. Целостность к-ры проявляется в ее идеологичности, т.е. стремление к-ры помочь понять другого. Понимающая социология – стремление помочь понять ближнего.

Интегративная к-ра. Тейлор дал определение интегративной к-ре: к-ра или цивилизация в широком этноргафич смысле слагается в целом из знания, верований, иск-ва, нравственности, з-нов, обычаев и некот др способностей и привычек, усвоенных чел-ом, как членом общ-ва. Сегодня в соц-ии к-ры работеат принцип Борра: нельзя на одном яз-е описать никакое сложное явление.

К-ра – процесс. Он представляет собойсложное взаимодействие традиций и тв-ва нового, приемственности и изменений, т.е. происходит постепенное обновление к-ры. В то же время что-то в ней обмирает, устаревает, уходит в прошлое. Б Малиновский: «культ изменение – процесс, в ходе кот сущ-ее общ-во (его орг-ции, ценности, верования, знания, орудия, предметы потребления) более или менее быстро преобразуются».

Актуальная к-ра – ценности к-ры, кот реально функц-уют в данном общ-ве в данную конкретную эпоху.

Что изучает соц-ия к-ры? 1) роль и место к-ры в жизни данного общ-ва. Цель такого исследования – изуч-е культ уровня соц групп. 2) взаимод-ие эл-тов культ коммуникации; предмет исследования – взаимодействие между произв-вом, сохр-ем, потреб-ем и распред-ем к-ры. 3) взаимоотношение эл-тов к-ры с др сферами жизни общ-ва. 4) разл соц инст-ты к-ры, включая ее учреждения. 5) степень освоения личностью, группой или общ-вом к-л вида к-ры. Культ коммуникация  бывает непосредственной, т.е. между ее участниками есть прямая и обратная связь (беседа, дискуссия, семинар); а также бывает опосредованной – сущ-ая с помощью СМИ. Коммуникаторы – создатели ценности к-ры. Компоненты процесса распространения культ информации: Источник – канал, авторитет, престиж; Время – тактика и стратегия, быстрее или медленнее воздействие; Аудитория – учет соц психологии, сигментация; Содержание; цели и задачи.

Тенденции и проблемы культ жизни совр России. 1. Спад традиционных форм культ активности. 2. Деформация личности, становление массового чел-а. 3. Противоречие взаимоотношений к-ры и власти. 4. Противоречивые отношения высокой и массовой к-ры. 5. Бездуховность молодежи (неспособность объяснить и понять многогранность и сложность происходящих в общ-ве процессов, их мистификация и религизация; тотальное подавление интеллекта и тв-ва, что порождает пренебрежительное отнощение к знаниям, науке и образованию; распространение негативных стилей эк поведения; мифологизация и фетилизация массового молодежного сознания; пренебрежение к истории России )