Русская культура 18 в. Особенности, просветители, наука и техника. Представители высокого Ренессанса – титаны, их творчество. Культура Руси 13-15 веков. Хрущевская оттепель, страница 3

24.К-ра Киевской Руси 9-12 в. Ремесла, фольклор, рукописи, летописи, лит-ра, живопись.

Особ-ти: 1.влияние религии. 2. процесс накопления знаний при отсутствии их научного анализа. 3.самобытность к-ры при влиянии др. к-р (скифы, Византия, хазары, норманны). 4.синтез различных к-р. его основа – языческая к-ра вяточно-славянских племен. Развивалось язычество – многобожие. Рыбаков выделил 3 периода разв языч-ва: а)поклонение упырям (мертвецам), богиням (хранителям чел-ка); б)к-ра рода. Верования усложнялись, появились мифы о богах (миф о сотворении мира – Сварог, Дажьбог – солнца, Стрибог - ветра); в)к-ра Перуна – как покровителя дружинно-княжеских кругов. 980 г.- неудачная попытка провести религиозную реформу, 988 – принятие православия. Значение: общая духовная к-ра, Русь включена в Евр христианский мир, развитие духовности, города – центры ремесла и торговли, развитие письменности, иконописи. Письменность. Пиктографич-е письмо, славянская грамота (Кирилл и Мефодий) – греческое письмо, на кириллице написаны богослужебные книги; лит-ра – жанры: летописание (Киев, Новгород, Псков, Владимир), житие, поучения, повести. Русская правда, Слово о полку Игореве, Поучения Владимира Мономаха. 1-е книги-рукописные (на пергаменте); летописание с 11 в. древнейший летописный свод – Повесть временных лет (Нестор). Школы появились при Влад.1, грамотные – духовенство, князья, бояре. 11 в. – Яр.Мудрый открыл школу в Новгороде, у него была большая библиотека. Уст нар тв-во – мифология: заговоры, заклинания, обрядовые песни; былины, легенды, сказки, предания. Ремесла: металлургия, орудия труда – молот, клещи, наковальня, кувалда; оружейное произ-во – доспехи, одежда воинов – шлемы, кольчуга, щиты; ювелирное дело. ИЗО: виды – а)фреска, б)мозаика (способы: Богоматерь Оранта – с поднятыми руками, элеус – щеками, одигитрия, спас нерукотворный).

28.Русская к-ра 17 в.

Особ-ти: новые явления в соц-экономич жизни: а)обществ разделение труда, развитие мануфактур; б)образ-ие в недрах феод строя слабых ростков тов-ден отношений; в)время смуты и установления династии Романовых; г)бунташный век; д)церковный раскол. Ремесла: глав занятие – земледелие, крестьяне производили сукно, холсты, обувь, одежду, посуду, появ мастера по обработке металлов, изгот подковы, замки, топоры, специализация по огнестрельному оружию: мушкеты, пищали, мортиры; изгот часы д/Спасской башни (Ждан, Шумило Жданов, Алексей Шумилов); кольца, серьги, крестики из золота, серебра; обработка дерева, строит-во судов, изделия из меха, стали. Уст нар тв-во: жанры – ист песня, сказки, былины, пословицы, легенды, сказания (Песня о разине). Просвещение: начальное образование. Появ гос-ые школы (растет потребнлсть в грамотных людях), 1687 г.- славяно-греко-латинское училище (переименовали в академию) – готовили священников, чиновников. 17 в. – книгопечатание: издано соборное уложение царя Алексея Михайловича, 1634 – напечатан Букварь, 1651 – Азбука, изд таблица умножения, печатались псалтыри. 1648 – Грамматика (Смотрицкий). Печатный клуб «Синопсис». Степенная книга – ист рос гос-ва. Лит-ра: прекратилось летописание. Появ вымышленные герои, сюжеты. Жанр – демократич-я сатира. «Повесть о Шемякином суде» - разоблачение феод порядков, появ бытовые повести. Живопись: С. Ушаков иконы «Спас нерукотворный», «Троица». Созд парсуны – допортретный жанр (глав внимание на внешность), «Кназь Скопин Шуйский», «Царь Фед Алекс».

38.Сов-ая к-ра 60-80 г.г.

Возрождение сталинизма. По новому зазвучала тема ВОВ в прозе, кино (о судьбах отдельных людей на войне): Астафьев, Быков, Бакланов, Чухрай. Лит-ра: отеч-ые писатели за границей (Солженицын, Тарковский, Любимов, Ростропович, Вишневская), отеч-ая (Белов, Астафьев, Распутин, Шукшин). + поэты-барды: Окуджава, Высоцкий. Критика Солженицына за «1 день Ив. Ден.», «Матренин двор» (классика инакомыслия). Создание молодых театров-студий «Современник», «Таганка». Журнал «Новый мир» (Твардовский).

39.Перстройка. 90-е годы.

Появились новые условия д/развития к-ры. Это был период демократизации. Лит-ра: Айтматов «Плаха», Астафьев «Печальный детектив». Произвед-ия эмигрантов – (1 волны) Набоков, Алданов, Берберова, Замятин, Бунин; (2 волна) Аксенов, Некрасов, Лимонов. 1989 – массовая публикация Солженицына. + Рыбаков, Дудинцев, Бек «Новые назначения», Гранин «Зубр», Булгаков «Соб Сердце», Пастернак Доктор Живаго», Цветаева, Ахматова («Реквием»), Гумилев, Мандельштам. Издаются журналы «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», радикальный журнал «Огонек»; патриотич-е журналы «Молодая гвардия», «Наш современник».

Трудности: недостаточное финансирование к-ры, разрушающиеся библиотеки, концертные залы, кинотеатры. При огромном культ-ом потенциале происходит духовное обнищание народа, бескультурье Þ растет преступность, происходит упадок морали.

37.Хрущевская оттепель. НТР.

Происходит демократизация об-ва.

1957 – фестиваль молодежи и студентов. Лит-ра: Дудинцев «Не хлебом единым» (критика прошлого периода). Выступление на площадях поэтов: Евтушенко, Рождественского. Происходил пересмотр роли сталина. Появились журналы «Юность», «Молодая гвардия», «Москва». Печатаются и читаются зарубежные авторы: романы ремарка, Хемингуэя. + журнал «Новый мир» Твардовского. Гонения на Пастернака «Доктор Живаго». 1961 – театр «Современник», артисты: Ефремов, Евстигнеев, Г,Волчек. Большое влияние уделяется просвещению. Переход к 8-летнему образ-ию, увеличилось кол-во студентов. Велики достижения в науке. Физика: 1-й лазер, Арцимович, Иоффе – управление термоядерными процессами, Прохоров, Басов – квантовая электроника. Ландау, Тамм, Басов, Прохоров, Черенков – лауреаты Ноб премии. +Лит-ра: Симонов «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются»., Солженицын «1 день ив. Ден.». Кино: Чухрай «Баллада о солдате», Бондарчук «Судьба чел-ка», Тарковский «Иваново детство», «Зеркало», «Сталкер».       На формирование к-ры оттепели сильное воздействие оказало НТР, определившее многие соц-экономич-е процессы этого периода, а также изменила общественные отношения, духовную жизнь об-ва. Все это изображалось в худ к-ре.