Русская культура 18 в. Особенности, просветители, наука и техника. Представители высокого Ренессанса – титаны, их творчество. Культура Руси 13-15 веков. Хрущевская оттепель

Страницы работы

Содержание работы

30. Русская культура 18 в. Особенности, просветители, наука и техника.

Особенности:  1.Скачок в культ жизни России и быту.2. Гос-ый хар-р новой к-ры: а)практицизм(Петр1 оценивал науку, к-ру, иск-во с позиции пользы),

б)гос- во финансировало и поощряло развитие тех сфер к-ры, кот-ые считались нужными, в)вмешательство гос-ва в сферу к-ры привело к ее бюрократизации-труд писателя, худ-ка, актера, арх-ра превратился в разновидность гос. службы. 3. светский хар-р к-ры, освобождение ее из под духовной власти церкви. 4.индивидуализация творческой деят-ти. 5.россия перенимала и осваивала опыт Зап-евр к-ры. 6.создание новых стилей и направлений в к-ре. 7.усиление к-ой дифференциации: элитарная, дворянская к-ра (ориентировалась на зап-евр ценности) и народная (сохраняла нац-ые традиции).

Общественно-политич. мысль:  смысл – обоснование необходимости реформ. Прокопович “Правда воли монаршей”, “Словоо власти и чести царской” (отстаивал право монарха на неограниченную власть исходя из особой природы рус народа). Посошков “Книга о скудности и богатстве” (-//-). Распространение масонских идей в России, цель – нравственно облагораживать людей, объединять их на начало братской любви, рав-во, взаимопомощь.(Вольтер, Лессинг, Франклин, граф Воронцов).

Наука: Эйлер – механик, кораблестроение, астрономия; бернулли-физик, химик; Нартов-механик, токарь; Ползунов-паровая машина; Фролов-гидросиловая установка; Кулибин-сложные часовые механизмы, водоход, телескоп; 1724-28 – 1-ая камчатская экспедиция (Берингов, Чириков); 1733-43 – великая северная экспедиция (Берингово море, мыс Челюскин).

 Образование: 1.создание светской общеобразоват-ой школы, спец-ых ремесленных учебных завед. 2.образ-е носило гос-ый хар-р. 1701 – в Москве созд школа математич-х и навигационных наук (дворяне 12-18 лет; 3 отделения: элементарная школа, цифирная, навигационная или морская). 1715 – переведено в Питер; в 1716 – преобраз-е в морскую академию, выпускники – морские гвардейцы или гардемарины. 1701 – инженерная школа4 1712 – артиллерийская школа; + хирургич-ая школа(медучилище); на Урале – горно-заводские училища; епархиальные и духовные училища (д/духовенства); 1703 – Леонтий Магницкий – «Арифметика», Смотрицкий «Грамматика». Приглашение из стран Евр. Учителей. Отправка рус молодежи за границу д/учебы. 1731 – сухопутный шляхтский корпус, 1752 – морской -//- 1764 – открытое об-во благородных девиц (начало женского образования), 1755 – МГУ (граф Шувалов), 1757 – академия художеств, 1764 – Ек2 открыла эрмитаж. Печать: 1703 – печатная газета «Ведомости», 1708 – появ гражданский печатный шрифт, 1714 – основана 1 библиотека, 1719 – открыта кунсткамера-1 гос музей, выпуск календарей. Журнал «Живопись» (сатира на русские нравы), ж. «Кошелек» (сатирич-е статьи).

36. культура СССР конца 20-х – середины 50-х г.г. 20 века. Куль-я революция.

СМИ утверждали пафос, мажорную атмосферу созидания в стране, где « так вольно дышит чел-к», в то время, как подавлялось инакомыслие и проводимость репрессий. Образование: завершалось формирование системы народного образования: обязат-е гос-ые программы, стабильные учебники, школа – начальная, средняя, высшая. Ликвидация неграмотности. Создавались рабочие фак-ты, фабрично-заводское обучение. Время культурной революции. Ее задачи: повышение общеобразоваи-ого уровня населения, формирование новой советской интеллигенции, утверждение марксистско-ленинской идеологии. 1939 – перепись населения; 80-90 % специалистов подготовлено за время сов власти; в Москве 143 частных издательства. Подозрение к старой интеллигенции сменилось политич-м преследованием, началось уничтожение рус интеллигенции. Наука: Ядерная физика: Иоффе, Капица, Курчатов, Ландау, Харитон, Александров, Сахаров; Изучение Арктики; матем-ка: Келдыш, Колмогоров, Лаврентьев. Литература: 1934 – 1-ый всероссийский съезд сов писателей (рекомендован в качестве творческого метода сов к-ры социалистический реализм); Горький «Жизнь Клима Сомгина», пьесы; А. Толстой «Хождение по мукам», «Петр1» ; Шолохов, Каверин «2 капитана»; Катаев, А. Гайдар, Чуковский, Маршак. Репрессированы: Замятин, Булгаков, Платонов, Цветаева, Ахматова. Кино 1934 – реж. Братья Васильевы «Чапаев»; ист-е фильмы- Эйзенштейн «Ал-р Невский», + «Петр1», «Сердца 4», «Веселые ребята»; Луков «Большая жизнь». Артисты: Орлова, Ладынина, Крючков, Ильинский, Андреев. Музыка: Дзержинский: оперы «Тихий Дон», «Поднятая целина»; Астафьев: балет «Бахчисарайский фонтан», «Пламя Парижа»; Прокофьев балет «Ромео и Дж.»; симфонии Шостакович, Ковалевский, Шапорин.Песенное иск-во: Дунаевский «Песня о родине», «Марш веселых ребят», Блантер «Катюша». ИЗО: портреты: Нестеров, Гробарь; историч-е: Герасимов, Иогансон; пейзаж: Кончаловский, Лентулов, Сарьян. К-ра 40-х годов: 1943- президиум академии наук (задача: мобилизовать все силы ученых на борьбу с врагом), в медицине – сухая плазма, пенициллин; фронтовые бригады артистов, писателей. Музыка: Сурков «Бьется в тесной печурке огонь». Лит-ра – Фадеев «молодая гвардия». Возрождаются патриотизм, гуманизм, традиции. Послевоенный период – ожесточился тоталитарный режим, репрессии. Возросло чувство собственного достоинства, интерес к культ ценностям. Лит-ра: журналы «Звезда», «Ленинград» (публикуются Зощенко, Ахматова). Театр: критиковали за класич-е произвед-я. + Критика композиторов за антинародность, формализм (Прокофьев, Хачатурян, Шостакович). Борьба с преклонением Западу.

Похожие материалы

Информация о работе