Русская культура 18 в. Особенности, просветители, наука и техника. Представители высокого Ренессанса – титаны, их творчество. Культура Руси 13-15 веков. Хрущевская оттепель, страница 2

13. Представители высокого Ренессанса – титаны, их творчество.

Леонардо да Винчи – ит. Живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Создатель образа чел-ка, отвечающего гуманистическим идеалам высокого Возрождения. Ему принадлежат многочисленные открытия: проекты гидроканалов, металлургич-х печей, пркатных станов, ткацких станков, землеройных машин, подводной лодки, танка, летательных аппаратов, парашюта,очков, описал ряд костей, нервов. Фреска «Тайная вечеря», портрет «Джоконда» (Мона Лиза) – высокое этическое сод-ие вырвжено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Рафаэль Санти – ит. Живописец, архитектор. Многочисленные изображения Богоматери: «Сикстинская мадонна»; фреска «Афинская школа»; «Автопортрет». В портретах создал идеальный образ чел-ка Возрождения. Проектировал собор Св. Петра в Риме, палаццо, церкви.

Микеланджело Буонарроти – ит. Скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героич-ого пафоса идеалы Возрождения. Монументальность и драматизм образов проявились в ранних произведениях – статуя «Давид» (5 м.); росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, статуя «Моисей». Поэзия отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.

Джорджоне – «Спящая Венера», «Гроза»

Тициан – безмятежная ясность ранних произвед-й «Любовь земная и небесная», + «Флора», «Юдифь», «Святой Себастьян», многочисленные Вакханки, Венеры.

 Томас Мор – «утопия» - мечта о лучшем будущем.

Шекспир – комедии, трагедии, сонеты, историч-е работы. Разоблачал эгоизм, жажду обогащения, лицемерие, ханжество. “Укрощение строптивой”, “Много шума из ничего”, “Сон в летнюю ночь” (комедии), трагедии “Гамлет”, “Отелло”, ”Ромео и Дж.”, “Король Лир”.

+Сервантес «Дон Кихот», Рабле.

25. К-ра Руси 13-15 век. Особенности. Ремесла, грамотность, письменности, лит-ра, живопись (Феофан Грек, А.Рублев).

особенности: 1. обособление рус земель и местных к-р в связи с раздробленностью. 2.монг-е нашествие и золотоордынское иго. Весь период:  1 этап (13-сер.14 в.) – упадок к-ры: а)разорены, сожжены города, селения, уничтожены памятники письменности, живопись, арх-ра; б)увод в плен ремесленников; в)утрачены многие технич-е приемы – филигрань, резьба по камню, изготовление стеклянных браслетов; г)монгольское влияние на рус язык – сарай, базар, деньга, башмак, сундук, чердак. Но нац-ая основа рус к-ры сохранилась; д)большое влияние церкви – отливка колоколов из меди, кресты, иконы, оклады д/Евангелий. Рус церковь была освобождена от дани и призывала к смирению, терпению. 2 этап (сер14-15 в.) – возрождение рус к-ры: а)подъем нац-ого самосознания, появление патриотич-ой тематики; б)превращение Москвы в духовный центр формирования рус народности; в)Русь-оплот мирового православия после падения Константинополя в 1453 г.  Возрождение ремесел! Развивается гончарное ремесло, ткачество, литейное дело, ювелирное производство, оружейное дело. Устное народное творчество: жанр – ист-ая песня (тема – нашествие татар). Чернила из дубовой коры, вишневого клея, меда, кваса; бумага привозная из Италии, чернильное перо. Жанр лит-ры – историч-я повесть. Особ-ти: в лит-ре отражены реальные историч-е факты, герои – реальные историч-е лица. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о любви и верности рязанского князя Федора и его жены Евпраксии», Софоний «Задонщина; «Сказание о мамаевом побоище». Москва – центр летописания. В 15 в. создан большой летописный свод – троицкая летопись. Черты летописания: патриотизм, идеи единства рус земель, особая роль московского летописания. 1-е писатели: Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет. Конец15в. – «Хождение за 3 моря» Афанасий Никитин.  Живопись. Осн тенденции: а)развитие местных школ на основе традиций, кот-е сложились в домонгольский период; б)слияние местных худ-ых школ в единую общерусскую живописную школу; в)иконопись – иконописные школы: новгородская (лаконичность – на иконе 1 святой, четкость рисунка, чистота красок, высокая техника), псковская, московская (лучшие достижения всех рус школ); г)Фреска. Авторы – Феофан Грек (из Византии). Фрески отличались выразительностью, свободной манерой. Работал в Новгороде, росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве расписывал много церквей. А.Рублев – икона «Троица» д/Троице-Сергиевской лавры. Дионисий – фрески Феррапонтова монастыря.

27. русская к-ра 16 в. Начало книгопечатания, лит-ра, зодчество. Строит-во московского Кремля. Живопись (Дионисий).

Образование общерусской к-ры, завершение формирования рус народности: свой язык, к-ры, территория. Сильное влияние церкви на к-ру. Велика роль стоглавого собора (опред каноны, образец иконописи – иконы Рублева, храмостроительства – Московский Кремль, церковных трудов – труды митрополита Макария). Материальная к-ра: рост городов до 220, политич-ий центр-Москва, развитие ремесел – добыча железа на севере, его обработка (Великий Новгород), литейное дело, узкая специализация – гвоздочники, секирники, сковородники. В Москве создан Пушечный двор – лили пушки и колокола, А. Чохов отлил Царь-пушку (40 тонн); монетный двор; гончарное производство, обработка дерева; середина 16 в. – создание оружейной палаты на территории Кремля – дорогое оружие, драгоценная утварь, царские регалии. Книгопечатание.  Появилось в 1553 г. первые книги не имели авторов и не датировались. 1563 – 1-ая типография в Москве. 1-ая книга – «Апостол», «Евангелие». Распространение грамотности и просвещения. Лит-ра.  Работы Пересветова, предсказания философов и докторов.при Иване4 создана царственная книга – богато иллюстрированная рукопись (Степенная книга  об истории рус самодержавия). М.Грек приглашен в Москву д/исправления и перевода богослужебных книг. Развивается жанр историч-х сочинений – хронографы. Энциклопедия быта – «Домострой» - Сильвестр. + сказки, былины, басни, песни, пословицы (уст нар тв-во).  Зодчество. Строит-во Московского Кремля (стал резиденцией при Иване Калите). В 1340 г. – построили мощные дубовые оборонные укрепления. 1367-68 – белокаменные стены и башни. Зубчатые кирпичные стены, 20 башен, длина 2 км. На территории: соборная площадь: Успенский собор (арх-р Феорованти), Благовещенский собор – домовая церковь князей, Архангельский собор – усыпальница князей, Грановитая палата – д/приема иностр гостей, Покровский собор – Храм Василия Блаженного – в честь победы над казанским ханством (построил Барма Постник Яковлев). Живопись: Дионисий – фрески Ферапонтова монастыря.