Вне контроля. Глобальный беспорядок накануне XXI века, страница 4

Перечень потенциальных конфликтов этим не исчерпывается, отмечает Бжезинский. Он привлекает внимание к двум важнейшим вариантам развития событий: в результате "этнических и религиозных страстей" на определенном этапе может быть использовано 'оружие ' массового уничтожения, а эффективное сдерживание в виде международных санкций не удастся осуществить, если станет известно, что "участвующие в конфликте стороны владеют таким же оружием и фанатически готовы применить его. Эта опасность может быть сведена к минимуму, если жежду членами "ядерного клуба", каждый из которых является постоянным членом Совета Безопасности ООН, существовал бы консенсус о совместных действиях против страны, готовой применить оружие массового уничтожения. Однако такой консенсус, по мнению американского политолога, едва ли будет возможен в случае серьезных конфликтов в пределах евразийского прямоугольника. Наоборот, он привел бы к возникновению разногласий между "пятеркой" и парализовал бы деятельность Совета Безопасности В этом случае единственным средством устрашения стала бы решимость США предпринять в одностороннем порядке, возможно, объявленную заранее массированную военную акцию против государства, которое первым применило бы оружие массового уничтожения. Однако Бжезинский высказывает серьезные сомнения по поводу того, что конгресс США захочет, чтобы Америка брала на себя обязательства со столь далеко идущими последствиями. Нет уверенности и в том, что мировое сообщество поддержит "особую полицейскую" миссию Соединенных Штатов.

Автор книги выделяет два важнейших фактора, которые, по-видимому, помешают "возникновению международной солидарности, необходимой в качестве основы для эффективного мирового порядка". Первый из них касается перспектив перехода к посткоммунистическому обществу и особенно будущей роли России. Второй затрагивает дилеммы глобального неравенства и в большой степени относится к будущей роли Китая.

В настоящее время переход к посткоммунистическому обществу касается нескольких сотен миллионов людей. Но пока не существует реальной модели, т.е. прецедента, основывающегося на историческом опыте, успешного осуществления такого перехода, считает Бжезинский, подчеркивая, что относительно скоро нм может стать Восточная Германия. В противоположность ей "трудности вызова в бывшем Советском Союзе намного больше, ставки здесь намного выше, а масштабы шире"

Западная помощь, по убеждению американского политолога, сыграет здесь "гораздо менее значительную роль", чем в странах Центральной Европы. Так одна лишь Россия, население которой составляет примерно 150 млн. человек, должна была бы получать ежегодно на протяжении нескольких лет почти по одному триллиону долларов. Существо вопроса состоит в том, что, хотя западная помощь необходима и ее следует предоставлять, восстановление России и особенно осуществление посткоммунистических преобразований возможно лишь в результате усилий самих русских.

В отсутствие разработанных концепций и моделей развития необходимо учитывать специфически российское наследие коммунизма. Дело в том, что в России, в отличие от Польши предпринимательская традиция почти полностью подавлена, а частное предпринимательство искоренена, продолжает американский политолог Коммунистическое наследие проявляется в том, что российское общество имеет слабое представление о тонкостях финансовых дел и конкуренции в условиях свободного рынка, а бременем государственной экономики является такая огромная и неэффективная отрасль, как тяжелая промышленность. В этой ситуации попытка России имитировать польский рынок в рыночной экономике может привести к возникновению "фатального противоречия" между политической целью демократии и экономической целью свободного рынка.

В посткоммунистической России отсутствуют социальные и политические институты, способные "дисциплинировать" общество в период экономического крушения и необходимого изменения структур экономики, которые неизбежно будут тяжелыми для населения. Чтобы привить здесь этику предпринимательства и осуществить приватизацию, необходимо на протяжении многих лет, а возможно даже нескольких Десятилетий, предпринимать постоянные усилия и проявлять терпение. Поспешность может привести к возникновению в России революционной ситуации. Вероятность этого особенно возрастет, если бездумная политика быстрой приватизации и объявления банкротами крупнейших промышленных предприятий вызовет в России массовую безработицу. Такое же необнадеживающее положение существует и в сельском хозяйстве, подчеркивает Бжезинский. Поскольку российское крестьянство было истреблено, а колхозы и совхозы используют технику, пригодную для ведения лишь крупномасштабных сельскохозяйственных работ, деколлективизация едва ли привлечет большое число фермеров, И с экономической точки зрения, может привести к банкротству.

Автор книги, по существу, бросает упрек представителям Гарвардской и других аналогичных школ на Западе и сторонникам их экономически концепции в России: было бы иронией истории, если бы крушение коммунистических догм побудило руководство посткоммунистической России механически и упрощенно воспринять новую догму свободного рынка, не учитывая связанных с этим социальных издержек и политического риска. Именно такие советы Запад постоянно давал России, настоятельно призывая к тому, чтобы она одновременно строила демократию и создавала свободный рынок. Этот совет был возведен в догму российской элитой, у которой нет полного представления о деликатной взаимосвязи между культурой общества и экономикой. Она склонна к тому, чтобы повторять слова "свободный рынок" как заклинание, подобно тому, как ее предшественники провозглашали свою приверженность "строительству социализма".

Вместо этого, считает американский политолог, лидерам посткоммунистической России следовало бы уделять первостепенное внимание созданию институтов власти и консолидации конституционных и демократических процессов, с тем чтобы стабильная политическая система смогла "поглотить" неизбежные шоковые последствия далеко идущих социально-экономических перемен: "До тех пор пока не будут созданы эффективно действующая структура законов, система политических партий и выработаны стабильные парламентские процедуры, одновременное стремление к демократии и к свободному рынку может погубить и то, и другое".