Учебная программа по дисциплине "Всеобщая история", страница 8

Для того чтобы синтез произошел, необходимы были дли­тельное сосуществование варваров и римлян и достаточная кре­пость государства. Последняя в свою очередь напрямую зависела от того, насколько власть будет учитывать интересы и тех, и дру­гих. Наиболее дальновидные варварские вожди (такие, как Тео-дорих) старались позиционировать себя как защитников и прави­телей не только своего народа, но и завоеванных римлян. Теодо-рих активно привлекал на административную службу римскую знать, покровительствовал культуре. Однако и ему в его королев­стве не удалось загладить пропасть, отделявшую германцев от местного населения. Во многом ее наличие объяснялось религи­озными мотивами: германцы были арианами, а римляне - право­славными. Проблему религиозного единства государства первым из варварских королей решил вождь франков Хлодвиг.


ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (ВИЗАНТИЯ) В V-IXвв.

Своеобразие социально-политической структуры ранней Византии, Термином Византия11 в историографии принято назы­вать Восточную Римскую империю. Термин этот позднего проис­хождения, сами византийцы называли себя ромеями (римлянами), а свою страну - империей ромеев.

В состав Византии в V в. входили Балканский полуостров, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, острова Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армении, отдельные районы Аравии, а также опорные владения на южном побережье Крыма и на Кавказе; всего более 750 000 км2. Эта тер­ритория была населена разными народами. Больше всего было греков, но кроме них значительную часть населения Византии составляли римляне, копты, евреи, македоняне, илирийцы, фра­кийцы, готы, армяне, арамеи, сирийцы, арабы. Общая числен­ность населения составляла 50-60 млн человек (для сравнения: население Западной Европы в XIV в. - примерно 25 млн чел.). При этом значительную часть населения составляли горожане (городов в IV в. было более тысячи).

Своеобразие византийской цивилизации состоит в том, что она явилась синтезом трех элементов: традиций римской государ­ственности, традиций античной культуры и православия.

Как непосредственная преемница Римской империи Визан­тия унаследовала политическую систему, сложившуюся в эпоху домината, в том числе административное деление на префектуры, диоцезы и провинции. Во главе государства стоял император, обладавший всей полнотой власти. При нем с правами совеща­тельного органа находился сенат, включавший в себя 2000 чле­нов. Государственная служба делилась на гражданскую, военную, придворную. Центральный аппарат управления составляли ма­гистр оффиций (начальник дворца и дворцовых служб, который ведал внешней политикой, безопасностью императора, полицией, государственной почтой), квестор священного дворца (главный юрист империи, отвечавший за составление и рассылку импера-


От греческой колонии Византии, на месте которой Константином Великим была основана столица Византии Константинополь.


52


53


торских указов), 2 комита финансов и др. Бюрократический ап­парат был весьма разветвленным и многочисленным. Одних курьеров во дворце насчитывалось 10 тыс. Армия комплектова­лась за счет сыновей ветеранов, имевших земельные наделы, рек­рутов, варваров-федератов. Общая численность ее была около 550 тыс. чел. Высшее командование было распределено между пятью магистрами (дробность ослабляла угрозу узурпации).

Византия никогда не знала того культурного упадка, который пережил Запад в эпоху варварских нашествий. Произведения* ан­тичных авторов никогда не переставали переписываться и изу­чаться. Образование было доступным и общераспространенным.

Однако достижения античной культуры стали служить в Ви­зантии для выражения нового, христианского мировоззрения. Произошло «воцерковление эллинизма». Термины античной фи­лософии стали использоваться в церковном богословии, приемы и правила, выработанные античной риторикой, формировали лите­ратурный облик церковной проповеди, поэтика и размеры антич­ного стихосложения оказывали влияние на складывающуюся христианскую гимнографию, а традиции античной живописи и пластики - на иконографию. Молодая христианская культура, культура православной Византии, вбирала в себя лучшие дости­жения культуры античной.

Церковь имела очень большое влияние на жизнь общества. Богословские споры захватывали не только священнослужителей, но и самые широкие массы населения. В V в. они велись вокруг христологической темы - как правильно исповедовать веру во Христа. Православная вера состояла в том, что Христос есть Бо­гочеловек, что он Сын Божий, ставший Человеком, но не пере­ставший быть Богом, божественная и человеческая природы в нем сочетались во всей полноте - неслитно, неизменно, нераз­дельно, неразлучно. Этому противостояла ересь несторианства, отрицавшая божественную природу во Христе, и ересь монофи-зитства, отрицавшая человеческую природу во Христе. Нестори-анство было осуждено на III Вселенском соборе в Эфесе (431 г.), а монофизитство - на IV Вселенском соборе в Халкидоне (451 г.). Однако, несмотря на осуждение, монофизитство продолжало рас­пространяться в Египте и Сирии, что подрывало религиозное единство империи.


Византия при императоре Юстиниане. Самая блестящая эпоха в истории ранней Византии связана с правлением импера­тора Юстиниана (527-565 гг.). Юстиниан был уроженцем глухой иллирийской деревни. Его дядя Юстин пешком пришел из нее в столицу, где сделал карьеру военного, став начальником гвардии. Он вызвал из деревни своего племянника, и тот получил прекрас­ное образование. Когда Юстин в 518 г. был провозглашен импе­ратором, Юстиниан стал его главным приближенным и советни­ком. В 527 г. он был объявлен августом, а после смерти дяди, по­следовавшей в том же году, стал единовластным правителем го­сударства. Юстиниан вступил на престол зрелым, опытным чело­веком со сложившимися представлениями о политике и нуждах государства. Основной идеей обширной программы его деятель­ности стала идея восстановления могущества Римского государ­ства. Для осуществления ее он предпринял следующее.