Учебная программа по дисциплине "Всеобщая история", страница 12



62


63


СЛАВЯНЕ В VI-XIвв.

Первоначальным местом обитания славян были, вероятно, северные склоны Карпатских гор. Отсюда в VI в. они начали рас­селяться по территории Европы. В процессе расселения славяне разделились на три ветви - восточную, южную и западную. Юж­ные славяне подошли к границе Византии. Часть из них проникли внутрь этих границ (империя, занятая борьбой с персами, араба­ми, не могла препятствовать этому проникновению). В результате в VII в. во многих местностях Византии произошла настоящая этническая революция: они стали наполовину греческими, а на­половину славянскими по населению (Балканский полуостров, некоторые районы Малой Азии).

Первым славянским государством было княжество Само, возникшее в VII в. на территории Чехии и Моравии и вскоре рас­павшееся. Около 680 г. в результате подчинения возникшего на Балканах славянского «Союза семи родов» тюркскому племени болгар возникло государство Болгария. К началу IX в. относятся первые сведения о сербских князьях. В IX в. в борьбе с влиянием Восточно-Франкского королевства складывается самостоятельное государство в Моравии.

Великоморавское государство. Когда-то моравы признали себя вассалами Карла Великого. После его смерти они стали не­зависимыми от франков. Моравский князь Моймир (818-846 гг.) принял крещение от восточных франков. Христианская вера стала постепенно распространяться в Моравии. Значительное усиление Моравского государства произошло при племяннике Моймира князе Ростиславе (846-870 гг.), который полностью освободился от власти восточно-франкского короля. В противовес Великой Моравии восточно-франкский король Людовик Немецкий создал славянское княжество в Нижней Паннонии. Но при паннонском князе Коцеле оно тоже стало стремиться к союзу с Ростиславом.

Побеждая франков политически, Ростислав тяготился рели­гиозной зависимостью от них. К тому же, восточно-франкское духовенство в соответствии с практикой средневекового Запада не переводило богослужение и Священное Писание на славян­ский язык, совершая его на непонятном для моравов латинском. Таким образом, моравы были крещены, но не научены христиан-


ской вере. Ростислав же хотел развития в своей стране настояще­го христианского просвещения.

Жизнь и деятельность Кирилла и Мефодия. О жизни и деятельности Кирилла и Мефодия мы узнаем из нескольких исто­рических источников. Главными из них являются Жития (жизне­описания) Кирилла и Мефодия, написанные их учениками ~ людьми, лично знавшими святых братьев.

Жития рассказывают о том, что братья родились и получили воспитание в г. Солуни (современные Фессалоники). В этом го­роде было много славян, и потому почти все его жители знали славянский язык. Несомненно, этот язык был знаком с детства и будущим славянским просветителям - Константину (так звали Кирилла до принятия монашества) и Мефодию. Они родились в семье военного чиновника (Константин был самым младшим из семерых детей) и получили в Солуни начальное образование. Особенно любил учение Константин. Он увлекался чтением со­чинений Григория Богослова - церковного писателя IV в., в тру­дах которого глубина богословского содержания сочетается с изяществом и совершенством литературной формы. Благодаря покровителю семьи, занимавшему высокий пост логофета (перво­го министра), Кириллу удалось продолжить свое образование в столице - в Константинополе - у лучших византийских ученых того времени — Льва Математика и Фотия. Вероятно, особенно важным для формирования Константина как филолога было об­щение с Фотием - будущим патриархом, человеком огромных филологических познаний и эрудиции. За свои знания и мудрость Константин получил прозвание философа.

После завершения образования он, приняв священный сан (видимо, диакона), некоторое время исполнял обязанности биб­лиотекаря в храме Святой Софии в Константинополе, занимался преподаванием. Несмотря на свою молодость Константин пользо­вался большим авторитетом. Вместе с византийскими посольст­вами он по поручению императора предпринял миссионерские поездки к арабам и к хазарам, где защищал православную веру в спорах с мусульманами и иудеями. В путешествии в Хазарию участвовал и Мефодий, к тому времени принявший монашеский постриг (до принятия монашества он занимал пост архонта - пра­вителя одной из славянских областей, возможно, Македонии).



64


65


В 862 г. князь Ростислав направил к византийскому импера­тору Михаилу III посольство с просьбой прислать в Моравию христианских проповедников, которые учили бы о Христе на сла­вянском языке, желая таким образом как способствовать христи­анскому просвещению своего народа, так и избавиться от опеки восточно-франкского духовенства.

Выбор императора остановился на Константине. Император поручил ему вместе с братом Мефодием отправиться в Великую Моравию. Для того чтобы успешно осуществить свою учитель­ную проповедническую миссию, Константин создал азбуку для славянского языка. Несомненно, к этому свершению он был под­готовлен своим образованием, миссионерской деятельностью и, вероятно, немалой подготовительной работой. Произошло это в 863 г. Первыми словами, написанными на славянском языке, ста­ли начальные слова Евангелия от Иоанна: «Искони бе Слово, и Слово бе от Бога, и Бог бе Слово» («В начале было Слово, и Сло­во было у Бога, и Слово было Бог»).

Кирилл и Мефодий со спутниками отправились в Моравию, где были с почетом встречены Ростиславом. Они начали учить моравов азбуке, переводить богослужебные книги на славянский язык. Деятельность их осложнялась тем, что они испытывали пре­следования со стороны латинского восточно-франкского духо­венства.