Рабочая программа дисциплины "Экономика и социология труда", страница 5

7. Самостоятельная работа –  116 ч.

7.1. Изучение материалов лекций – 24 ч.

7.2. Подготовка к практическим занятиям – 38 ч.

7.3. Подготовка к докладам – 27 ч.

7.4. Подготовка к экзамену – 27 ч.

8. Перечень контрольных вопросов.

1. Какова роль труда в жизни человека и общества? Как можно классифицировать все многообразие видов труда? Назовите  основные элементы, участвующие в трудовом процессе. В чем состоит роль каждого из них? Приведите конкретные примеры.

         2. Чем обусловлено многообразие видов труда и различие сфер трудовой деятельности? В чем состоит специфика предпринимательского и творческого труда? Назовите элементы творческого труда. Является ли предпринимательская деятельность творческой, если "да", то почему?

          3. По каким направлениям решает свои задачи экономика труда во взаимосвязи с другими науками? Чем обусловлено объединение экономической и социальной наук в одну дисциплину?

4. . Что общего и каковы различия между понятиями "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "экономически активное население"? Каков смысл понятий "трудовой потенциал", "человеческий капитал", в чем их сходство и различие?

5. Как определяются трудовые ресурсы? Какие факторы влияют на изменение численности трудовых ресурсов? Назовите источники пополнения трудовых ресурсов. В чем                                                                                                                                                                                                                                                                                       отличие динамики трудовых ресурсов от динамики населения?

6. Каковы отличительные особенности стадий формирования, распределения и использования трудовых ресурсов? Назовите основные виды распределения трудовых ресурсов.

7. Что такое "экономически активное население"? Какие категории граждан относятся к занятому и безработному населению по методологии Международной организации труда?

8. Назовите категории экономически неактивного населения, которые относятся к трудовым ресурсам, и категории трудовых ресурсов, которые относятся к экономически активному и к экономически неактивному населению.

9. Что такое "занятость" населения. В чем отличие полной и эффективной занятости? Возможна ли полная занятость? Как оценить уровень занятости трудовых ресурсов? Виды вторичной занятости, в чем их отличие?

10. Что показывает баланс трудовых ресурсов страны (региона), кем, с какой целью и с какой периодичностью он составляется?

11. В чем сущность отношений между работодателями и наемными работниками? Внешний и внутренний рынки труда: в чем их сходство и отличие? Как бы Вы охарактеризовали роль рынка труда в регулировании занятости и безработицы?

12. Охарактеризуйте спрос и предложение на рынке труда. Каковы цели сегментации рынка труда? Приведите примеры сегментов.

13. Назовите виды безработицы и условия, при которых может возникать безработица на внешнем рынке труда. Как проявляется скрытая безработица? Частичная занятость и скрытая безработица, различаются ли эти понятия? В чем отличия между излишней численностью работников и скрытой безработицей?

14. По каким критериям можно оценить ситуацию на рынке труда? Как политика государства может влиять на ситуацию на рынке труда? Назовите меры государственного регулирования рынка труда. Может ли влиять государство на взаимосвязь между внутренним и внешним рынками труда?

15. Что такое социальное партнерство, каковы его субъекты и формы их взаимодействия? Какие документы обеспечивают законодательную и правовую основу социального партнерства? В чем состоит отличие коллективного договора от соглашений? Какие виды соглашений используются на практике?

16. Что характеризует производительность труда? В чем различие понятий "эффективность труда" и "производительность труда", если оно имеется? Какова взаимосвязь эффективности труда и производительности труда с эффективностью производства? Как влияет на стоимость единицы товара производительность труда, интенсивность труда, продолжительность рабочего времени? Назовите основные способы повышения интенсивности труда

17. Как формулируется закон повышения производительности труда? Как можно измерить уровень и динамику производительности общественного труда? Какие методы измерения уровня производительности индивидуального труда могут использоваться на предприятии? В каких единицах измеряется уровень производительности труда по каждому из этих методов?

18. В чем отличие показателей производительности общественного и индивидуального труда? Какие изменениям в деятельности предприятии обусловливают повышение производительности труда? Как оценить прирост продукции за счет повышения производительности труда?

19. Назовите особенности натурального метода измерения производительности труда, его достоинства и недостатки. В чем отличие натурального и условно-натурального метода измерения производительности труда? Достоинства и недостатки этих измерителей совпадают?

20. В чем особенность трудового метода измерения производительности труда? Как можно оценить индекс производительности труда по показателю выработки и по показателю трудоемкости, если ее уровень измеряется трудовым методом? Назовите достоинства и недостатки этого метода измерения уровня производительности труда.

21. В чем особенность стоимостного метода измерения производительности труда, каковы его разновидности? В чем отличие показателей валовой, товарной продукции, валового оборота и нормативной стоимости обработки при измерении производительности труда на предприятии?

22.. Каковы основные недостатки показателя валовой продукции при измерении производительности труда? Каким образом с помощью индексов постоянного, переменного состава и структурного можно учесть изменения в структуре производства при измерении производительности труда по валовой продукции?