Библейские тексты об изображениях

Страницы работы

Содержание работы

ПЛАН

1.  Введение. Красота Божьего творения.

2.  Человек – образ Божий.
3.  Ветхозаветные тексты об изображениях.
3.1.  Запрещение изображений в Ветхом завете.
3.2.  Скиния и храм.
3.3.  Медный змий.

4.  Упоминание об изображениях в Новом Завете.

5.  Заключение. Мир, как храм Божий.

Творение Божье изначально прекрасно. В первой главе Книги Бытия, повествующей о сотворении мира, семь раз повторяются слова: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 4, 8, 10, 12, 21, 25, 31). Бог любовался Своим творением на разных этапах его создания. С этого начинается Библия.

Красота в христианском понимании – категория онтологическая, нераз­рывно связанная с самим смыслом бытия. Красота Истинная, реально сущес­т­вующая – это Сам Бог. Всякая же красота земная – это только образ, в боль­шей или меньшей степени отражающий Первоисточник.

Мир не является злом сам по себе, но зло, вошедшее в него, исказило его красоту (1 Ин. 5,19). И в конце времен воссияет истинная красота Божест­венного творения – очищенная, спасенная, преображенная.

Мир, созданный Богом, как величайшим Художником и Архитектором, святые отцы часто сравнивают с храмом (космос – κοσμοζ – от греч. «укра­шенный, устроенный»). Православный храм имеет огромное значение в со­з­да­нии единого, земного образа преображенного горнего мира. По словам  от­ца Павла Флоренского, совершающееся в храме богослужение является не­ким синтезом искусств – архитектуры, живописи, пения, проповеди, теат­раль­ности всего происходящего действа. Храм в православном сознании – это образ Горнего Иерусалима и своего рода модель мира.

Человек в Новом Завете также назван храмом (1 Кор. 6.19).

Само слово икона происходит от греческого слова εικων – образ, изоб­ражение. Иконой Божией, Его образом является, сам человек. «Сотворим че­ловека по образу Нашему и по подобию На­шему» – говорит Господь (Быт. 1, 26). И упоминание о по­до­бии здесь как бы усиливает сходство творения Бо­жия – Его образа – с Пер­вообразом. Привилегия Богоподобия возводит че­ло­века до высоты «венца» все­го творения Божия.

Образ Божий запечатлелся в душе человека, но богоподобные качества души не могут не отражаться и в теле человека. Образ Божий проявляется в силах и свойствах души, а подобие – в должном употреблении дарованных Богом сил. Образ Божий в человеке можно уподобить наброску, на котором изображены только черты лица, а подобие полному – портрету во всех крас­ках.

Дар Божий человеку – яв­лять­ся Его образом и подо­би­ем или, точнее ска­зать, стремиться к этому, ибо Спаситель говорит: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5.48) – многогранен и вмещает в се­бя все творческие воз­можности человека. И ес­ли Бог Сам создал Свой образ и подобие, то не тем ли более человек, явля­ясь творцом, также способен соз­давать образ и подо­бие Божие – Его святые изображения.

Можно сказать, что первый и наиболее важный аргумент в пользу ико­но­почитания состоит в том, что человек сам является образом и подобием Бо­жиим.

Обратившись к Священному писанию Ветхого и Нового Завета можно найти в нем основания почитания святых икон.

Однако стоит отметить, что именно на запрете в Ветхом Завете изобра­же­ний и строятся в основном обвинения в адрес христиан, почи­та­ю­щих свя­тые иконы. Но для объективного рассмотрения этого вопроса необходимо разобраться, какие именно изображения и почему были запрещены Гос­по­дом и на всегда ли.

Общеизвестно, что избранному народу израильскому создавать изо­бра­жения было запрещено Господом в дарованном через Моисея синайском за­ко­нодательстве. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе ввер­ху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20, 4).

Эта запре­ща­ю­щая за­поведь в Библии находит подтверждение и в дру­гих её мес­тах. Так, например, в четвертой главе книги Второзаконие Господь через про­рока Моисея говорит: «Твердо держите в душах ваших,.. дабы вы не раз­вра­ти­лись и не сделали себе изваяний, изо­браже­ний какого-либо ку­ми­ра, пред­ставляющих мужчину или женщину, изображе­ния какого-либо скота, кото­рый на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изо­б­ра­­же­ния какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли» (Исх. 4, 15-18). Зап­рещалось не изображение живых существ, как таковых, и не изваяния дру­гих, языческих богов, а создание изображений Единого Бога Откровения и пок­лонение им. И далее: «дабы ты, взглянув на не­бо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прель­сти­л­ся и не поклонился им и не слу­жил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем не­бом…» (Втор. 4, 19). Это перечисление поражает своей подробностью, в нём, кажется, ничего не забыто – ничего, получается, нельзя изображать и ни в ка­ком виде. Запрет этот объясняется тем, что люди «не видели ни­ка­кого обра­за» в тот день, когда говорил к ним Господь «на [горе] Хориве из среды ог­ня» (Втор. 4, 15-17). А «свойственная человеку потребность наглядного пред­ставления о Боге невидимом могла привести к изображению Его в чувствен­ных, видимых формах и к обоготворению этих последних – к идолопо­клон­с­тву» [1, т.1, с.336]. Несоблюдение этой заповеди предусматривало очень стро­гое наказание: «если же,.. долго жив на земле, вы развратитесь и сде­ла­е­те изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его, то свидетельствуюсь вам сегодня небом и зем­лею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы пере­хо­ди­те за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете; и рассеет вас Господь по [всем] народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь» (Втор. 4, 25-27), «ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор. 4, 24).

Похожие материалы

Информация о работе