Собственный капитал и обеспечение обязательств. Заемный капитал, страница 6

·  Настоящая стоимость минимальных арендных платежей на начало срока аренды равна или превышает справедливую стоимость объекта аренды.

·  Арендованный актив имеет особый характер, что дает возможность только арендатору использовать его без расходов на модернизацию, модификацию, дооборудование.

·  Арендатор может продлить аренду актива за плату значительно ниже арендной.

Основные понятия:

Минимальные арендные платежи (аннуитет) – платежи, подлежащие уплате арендатором в течении срока аренды.

Финансовый доход арендодателя – разница между суммой аннуитета и платой за оборудование.

Настоящая стоимость минимальных арендных платежей – дисконтированная сумма будущих платежей, которая будет необходима для погашения обязательств по аренде.

При осуществлении операций по финансовой аренде, арендатор периодически уплачивает арендодателю аннуитет , который состоит из двух составляющих:

1.  Проценты за пользование имуществом (финансовый расход у арендатора, доход  у арендодателя)

2.  Часть уплаты стоимости оборудования

В зависимости от условий договора финансового лизинга:

1.  Указана сумма аннуитета и арендная ставка %, то необходимо рассчитать настоящую стоимость минимальных арендных платежей по формуле:

НСА  – минимальная стоимость арендных платежей (стоимость объекта аренды)

А – Аннуитет

i  – ставка процента (в доле)

2.  В этом случае, если в договоре указана стоимость основных средств, аннуитет, то специальных расчетов не нужно.

С точки зрения налогового учета, финансовый лизинг приравнивается к купле – продаже, т.е. при передачи объекта аренды арендатора , у лизингодателя возникает валовой доход и налоговые обязательства, а  у лизингополучателя – налоговый кредит и увеличивается соответствующая группа основных средств . Амортизация объекта финансовой аренды начисляется арендатором в течении срока полезного использования.

Учет у лизингодателя

1.  Приобретено оборудование:    Д15   К631

2.  Отражаем налоговый кредит:  Д641 К631

3.  Вводим в эксплуатацию:            Д10   К15

4.  Передаем оборудование           Д181 К746

в лизинг (по НСА)

5.  Отражаем НО по НДС:                 Д746 К641

6.  Списываем с/с  ОС:

Износ                                                Д13   К10

ОС                                                      Д286 К10

                                                           Д943 К286

7.  При наступлении периода платежа аннуитета:

Начисляем аннуитет:

·  В части платы за оборудование: Д377 К18

·  В части %                                          : Д373 К732

        Оплачен аннуитет:

·  В части платы за оборудование: Д311 К377

·  В части %                                          : Д311 К373

Учет у лизингополучателя

1.  Получен объект аренды                      Д15   К531

 (НСА)                                                        Д641 К531

2.  Ввод в эксплуатацию                           Д10    К15

3.  Начислена амортизация                     Д23,91,92,93 К13

4.  Отражена амортизация на                 Д09

забалансовом счете

5.  Начисляем аннуитет

·  В части платы за                      Д531 К611

Оборудование

·  В части %                                   Д952 К684

6.  Оплачен аннуитет                                 Д611 К311

                                                                   Д684 К311

Пример:

Передано оборудование на 2 года под 20% годовых, минимальные арендные платежи 30 000.Уплачивается ежеквартально. Передано 1.01.2008г. Стоимость оборудования 203 591,2(НСА)

Дата

Аннуитет

Финансовый доход/расход

Плата за оборудование

Задолжность за оборудование

1.01.08

30 000

203 591,2

1.04.08

30 000

10 179,56

19 820,44

183 770,76

1.07.08

30 000

1.10.08

30 000

Задача

Арендатором арендодателю передано оборудование:

Справедливая стоимость 230 238, сроком на 3 года под 10% годовых, аннуитет уплачивается 1 раз в год. Стоимость приобретения оборудования 180 000, с НДС, сроком эксплуатации оборудования 5 лет. Метод амортизации – прямолинейный. Рассчитать аннуитет. Составить проводки у арендатора, арендодателя.

Ликвидация предприятия.

В соответствии со статьей 110 ГКУ юридическое лицо ликвидируется в 2 случаях:

1)  По решению участников

2)  По решению суда

После принятия решения о ликвидации предприятия в СМИ публикуется объявление о ликвидации, создается ликвидационная комиссия, погашаются требования кредиторов и т.д. Очередность удовлетворения требований кредиторов:

1)  Удовлетворяются требования о возмещении вреда, причиненного увечью или смертью и требования кредиторов обеспеченные залогом.

2)  Удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями

3)  Требования о налогах и сборах

4)  Все остальные.

Существуют следующие этапы процесса прекращения деятельности предприятия:

1.  Принятие решения о прекращении (учредителями или судом)

2.  Назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора (решение принимается  учредителями или судом)

В соответствии со статьей 105 РКУ ликвидационная комиссия наделена следующими полномочиями:

·  К ней переходят полномочия по управлению делами предприятия

·  Она выступает в суде от имени предприятия

·  Размещает объявление о ликвидации и принятии требований кредиторов (срок принятия требований не менее 2 месяцев)

3.  Государственный регистратор вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности предприятия.

В этом случае, если предприятие прекращает свою деятельность в связи с ликвидацией, должны быть соблюдены следующие моменты:

·  Юридическое лицо обязано составить ликвидационный баланс, который имеет две разновидности: