Операционные среды персональных компьютеров. Программные средства создания и сохранения информации. Часть 1: Методические указания к выполнению лабораторных работ, страница 12

Структура программы

Текст программы

Директивы                         препроцессора

#include<stdio.h>//для определения функций printf() и scanf()

#include<conio.h>// Зачем нужна эта директива?

Объявления внешних           объектов

char   s[ ]="Как Вас зовут?",  name[12];//S-инициализированна

//можно объявить int price; -в этом месте, начальное значение будет //равно 0

Начало гл. функции

void main()

{

Тело

главной

функции

int price;

 clrscr();

 printf("\n\t Пpогpамма-диалог \n\n\n");

 printf("\n\t%s  ",s); //зачем нужна эта строка?

 fflush(stdin);//очистка буфера микропроцессора

 scanf("%s",&name); //зачем нужна эта строка?

 printf("\n\tКакую оценку по \"Инфоpматике\" Вы"

           "хотели бы получить на экзамене?"

           "\n\t\tхоpошую -> введите символ 1 "

           "\n\t\tплохую    -> введите символ 2 \n\t\t");

 fflush(stdin);

 scanf("%d",&price);

   if(price==1)

   printf("\nУсердно занимайтесь, %s, и у Вас все получится", name);

  else

   printf ("\nБездельничайте, %s, и двойка Вам гарантирована", name);

Конец гл. функции

}

4.  Нажатием комбинации клавиш “Ctrl+F9” произведите компиляцию, линкование и запуск на исполнение набранной программы. Если компилятор выдаст сообщения об ошибках, устраните их и повторите компиляцию заново. При успешной компиляции просмотрите результаты работы программы на экране (для этого нажмите комбинацию клавиш “Alt+F5”, возврат в активное окно происходит при нажатии любой клавиши).


5.  Скопируйте текст программы в другое окно. Для этого выполните следующие действия.

ü  Установите курсор в начало текста, нажмите клавишу “Shift” и, не отпуская ее, нажимайте клавишу управления курсором до тех пор, пока весь текст программы не будет выделен подсветкой.

ü  Нажмите комбинацию клавиш “Ctrl+Insert”.

ü  Создайте новое окно редактирования.

ü  Нажмите комбинацию клавиш “ Shift+Insert”.

6.  Откройте окно “Output”, расположите его в нижней части рабочей поверхности. Активизируйте одно из окон редактирования с набранной программой и установите его размеры и расположение таким образом, чтобы на рабочей поверхности среды одновременно были видны два окна: “Output” и с программой. Отработайте программу в режиме трассировки (для этого периодически нажимайте клавишу F7). При этом просматривайте результат каждой отработанной команды в окне “Output”.

7.  Изучите основные приемы работы с текстом (копирование и перенос отдельных фрагментов, поиск и замена последовательностей символов, отмена ранее выполненных действий, очистка окна редактирования и др.).

8.  Изучите приемы работы с окном вывода значений переменных (окном “Watch”):

ü  командой меню «Debug-Watches-Add watch…» вызовите окно диалога “Add Watch”);

ü  в поле “Watch Expression” окна диалога введите имя переменной price;

ü  активизируйте окно редактирования с набранной программой и установите в нем курсор в начале оператора 

ü  нажмите клавишу “F4” - отработка программы до курсора. Затем отработайте программу в режиме трассировки, наблюдая за изменением значения переменной price в окне “Watch”.  Объявляя ее внешней или локальной.

ü   повторите перечисленные действия для вывода значений переменной  name.Сделайте ее локальной. Ответе на вопросы в программе.

9.  Выйдите из среды программирования. Удалите все созданные в ходе лабораторной работы файлы или сохраните их на внешнем магнитном носителе.

Лабораторная работа №5

Язык программирования Си.

Основные типы данных в СИ. Консольный ввод-вывод данных.

1.  Справочная информация

Для того чтобы компьютер мог производить обработку данных они должны быть размещены в его памяти. В Си любая область памяти, которая используется компьютером, называется объектом. Все объекты описываются с помощью специальных записей в программе, называемых объявлениями или определениями. Они задают такие признаки объекта как имя, тип, область действия и время жизни. Описания объектов имеют следующий формат

<спецификатор типа>  <описатель>  [=<инициализатор>];

<спецификатор типа> - одно или несколько ключевых слов, определяющих тип объекта;

<описатель>             - элемент описания, по которому устанавливаются имя и структура объекта (при описании простой переменной описатель представляет собой идентификатор, при описании массива за его именем указываются открывающая и закрывающая квадратные скобки и т.д.);

<инициализатор>   - начальное значение (список начальных значений), присваиваемых объекту при его объявлении.

Наиболее часто используемые простейшие типы данных приведены в таблице.

Таблица

Обозначение (ключевое слово)

Наименование

Значение объекта

int

Целый

Целое число

float

С плавающей точкой одинарной точности

Вещественное число

double

С плавающей точкой двойной точности

char

Символьный

Символ

При организации ввода информации с клавиатуры и вывода ее на дисплей (консольного ввода-вывода данных) в Си-программах используются стандартные библиотечные функции. Для обеспечения возможности обращения к ним в программе обязательно должна указываться директива препроцессора Include<stdio.h>

Различают два вида консольного ввода-вывода: форматированный и неформатированный.

Форматированный ввод-вывод позволяет за одно обращение к библиотечной функции обрабатывать несколько объектов данных. Запись оператора обращения к стандартной функции форматного консольного вывода имеет вид

printf (“<строка формата>” [,<аргументы>]); где:

строка формата        - совокупность необязательных символов, задаваемых программистом, и спецификаций формата преобразования данных;

аргументы                 - имена объектов, перечисленные через запятую.