Анализ влияния уравнительных токов на технико-экономические показатели системы тягового электроснаб­жения, страница 14

Понятие устойчивости работы объекта (тех­нологическая устойчивость) является более обширным, включа­ющим в себя не только понятие физической (статической) устой­чивости инженерно-технического комплекса, но и сохранность технологического процесса производства (сохранность рабочих и служащих, системы управления, кооперации и снабжения произ­водства всем необходимым).

Применительно к деятельности транспорта, в том числе желез­нодорожного, под устойчивостью работы объекта в военное вре­мя следует понимать его способность к продолжению перевозоч­ного процесса (перевозок).

Пути повышения устойчивости работы объектов железнодо­рожного транспорта:

-эвакуация и рассредоточение объектов на значительной территории и их маскировка;

-дублирование и рассредоточенное размещение наиболее важ­ных объектов или отдельных элементов объекта;

-резервирование отдельных наиболее важных мощностей, уст­ройств объекта на случай выхода из строя основных мощностей и устройств;

-непосредственная защита объекта, его элементов, рабочих и служащих от средств нападения противника.

Каждый из приведенных выше путей повышения устойчивости объекта и его элементов включает большое количество мероприя­тий по повышению устойчивости.

В настоящее время при наличии ракетно-ядерного оружия, имеющего неограниченную дальность полета и высокую точность поражения, повышение устойчивости работы объектов путем эва­куации вряд ли возможно и целесообразно. Приходится искать другие пути повышения устойчивости. Под объектом народного хозяйства и железнодорожного транспорта понимается предприятие, завод, станция, железнодо­рожный узел и т. п.

К особо важным объектам железнодорожного узла следует отнести: основные железнодорожные пути, устройства связи и СЦБ, стрелочные переводы, искусственные сооружения, устрой­ства энергоснабжения и т. п.; к менее важным — локомотивное и вагонное депо, работу которых можно переключить на другие со­хранившиеся депо, складские помещения, пассажирские здания (без узла управления и связи) и др.

Устойчивость работы объекта в целом зависит от многих фак­торов, а также от его месторасположения, характера и важности выполняемой им работы.

К инженерно-техническим мероприятиямотносятся мероприятия, направленные на повышение устойчивости инженер­но-технического комплекса объекта, его технологического процес­са. Такие мероприятия, как правило, выполняются заблаговре­менно по типовым или индивидуальным проектам и требуют зна­чительных средств.

Организационные мероприятия— это мероприятия, направ­ленные на изменение или приспособление организации работы объекта к условиям военного времени. Они разрабатываются и подготавливаются в мирное время, а вводятся в действие в воен­ное время. К таким мероприятиям можно отнести разработку различных инструкций личному составу объекта на военное время, светомаскировку объекта, усиление режима охраны и противопо­жарной защиты и т. п.

7.1.2 Повышение устойчивости энергоснабжения объекта

Повышение устойчивости энергоснабжения объектапредусмат­ривает обеспечение бесперебойного снабжения объекта электро­энергией, газом, сжатым воздухом, паром и водой за счет дубли­рования источников их получения и укрытия коммуникаций.

Устойчивость энергоснабжения объекта железнодорожного транспорта обеспечивается заменой односторонней схемы энерго­снабжения двусторонней или кольцевой системой энергоснабже­ния (рисунок 7.1); созданием резервных и передвижных источников энергии, защитой системы энергоснабжения от поражающих фак­торов ядерного взрыва и вторичных поражающих факторов, за­меной воздушных коммуникаций подземными и кабельными ли­ниями.

Рисунок 7.1-Схемы одностороннего (а), двустороннего (б) и  кольцевого (в) энергоснабжения электрифицированных железных дорог:

1 — ЛЭП  (линия электропередачи);

Э-электростанция;

ОСИ - основная тяговая подстанция;

П— промежуточная тяговая подстанция

7.2 Организация проведения исследований по оценке устойчивости работы

объектов электроэнергетики

7.2.1 Цели и организация проведения исследований устойчивости работы

объекта

Оценка устойчивости работы объекта заключается во всесто­роннем его изучении с точки зрения способности противостоять воздействию поражающих факторов ядерного взрыва и вторичных факторов поражения, продолжать работу и восстанавливать в короткие сроки производственный (перевозочный) процесс при по­лучении слабых разрушений, частичном нарушении снабжения и заражении объекта. Целью оценки устойчивости работы объекта (Является выявление слабых элементов объекта, узких его мест, что необходимо для принятия обоснованных решений на осущест­вление мероприятий, направленных на повышение устойчивости выявленных слабых элементов и работы объекта в целом.

В ходе оценки устойчивости работы объектов железнодорож­ного  транспорта  прогнозируется  также  вероятная  инженерная обстановка  на  объекте,  определяется  ориентировочная  потреб­ность сил и средств для проведения СНАВР и восстановления сквозного движения  поездов, осуществляется заблаговременное планирование этих мероприятий.

Оценка устойчивости работы объекта организуется в мирное время начальником гражданской обороны объекта (директором предприятия, начальником станции) на основании указаний мини­стерства (главка). На объектах железнодорожного транспорта она проводится под руководством и контролем отделений (уп­равлений) железных дорог.

Оценка устойчивости работы объектов народного хозяйства и железнодорожного транспорта в силу их различных конструк­тивных и технологических особенностей требует сугубо индиви­дуального конкретного подхода. Поэтому рассмотрим только об­щие для всех объектов вопросы.

Оценку устойчивости работы объекта обычно начинают с изучения исходных данных, характеризующих объект и район его расположения. На объекте определяют плотность застройки, размещение основных элементов, устройств. Особое внимание об­ращают на участки, где возможно возникновение вторичных по­ражающих факторов (взрывов опасных грузов, разлив СДЯВ, пожаров и др.). Далее определяют статическую (физическую) устойчивость инженерно-технического комплекса объекта (зданий, сооружений, устройств), от которой непосредственно зависит работа объекта (осуществление перевозок).