Анализ влияния уравнительных токов на технико-экономические показатели системы тягового электроснаб­жения, страница 11

По второму каналу осуществляется контроль наличия или отсутствия тяговой нагрузки на межподстанцнонной зоне. При отсутствии ЭПС на МПЗ ВВ отключается, а при появлении тяговой нагрузки на МПЗ -включается. Отключение и включение ВВ происходят с выдержкой времени.

Управление по второму каналу применяется на двухпутных участках, преимущественно с тяжелым профилем пути и весами поездов, близкими к весовым нормам при малых размерах движения. Этот алгоритм управления наиболее прост и эффективен при значительных потерях в тяговой сети от токов ЭПС, а также когда определяющим фактором является поддержание уровня напряжения на токоприемнике ЭПС.

При преимущественном пропуске поездов пачками такая функция управления, кроме сохранения потерь электроэнергии в тяговой сети, позволит значительно сократить количество циклов включения и отключения ВВ по сравнению со способом, применявшимся ранее -шунтированием воздушных промежутков при каждом проходе ЭПС (управление по первому каналу).

На участках с ППСами по этому каналу ВВ включается при заходе ЭПС на зону, заключенную между ними, и отключается при выходе с нее.

Создание надежного устройства раздела питания (УРП) стало возможным с появлением современных необслуживаемых ВВ типа BB/TEL с простым и надежным приводом типа «магнитная защелка», имеющих механический и коммутационный ресурсы до 50 тыс. циклов В-О (включить-отключить), а принципиально новая система управления УРП позволила получить дополнительные преимущества.

Конструкция УРП представляет собой типовой ПС, у которого шины 27,5 кВ разделены блоком вакуумных выключателей на две секции шин (рисунок 5.4). Поэтому дополнительно к имеющимся трансформатору напряжения типа ЗНОМ-27,5 и ограничителю перенапряжений ОПН/ТЕL-27,5 на секцию шин, где их нет, устанавливается аналогичный комплект оборудования.

Блок содержит в себе основной и резервный вакуумные выключатели. В нормальном режиме работает основной выключатель, а в случае его отказа включается резервный выключатель. Так как BB/TEL являются выключателями внутренней установки, то они помещаются в герметично закрывающийся металлический шкаф с двумя проходными изоляторами ИП 35/1000-750УХЛ1 (рисунок 5.5). Основной и резервный выключатели соединяются параллельно.

После выработки своего механического и коммутационного ресурсов основной выключатель в дальнейшем используется в качестве резервного, а резервный - в качестве основного. Для этого достаточно переключить цепи управления ВВ.

Применение УРП на одном из ПС Западно-Сибирской железной дороги позволяет сэкономить 566 тыс. квт/час электроэнергии. Срок окупаемости устройства УРП - менее одного года.

Рисунок 5.5-Конструкция блока вакуумных выключателей

1-селикагелевый патрон; 2-вакуумный выключатель ВВ/TEL;

3-термоусадочная трубка; 4-проходной изолятор ИП-35/1000-750 УХЛ

5.5 Пассивные методы борьбы с уравнительными токами

При двустороннем питании в тяговой сети переменного тока, как правило, протекают уравнительные токи. Они возникают из-за различия напряжений на шинах смежных тяговых подстан­ций по величине и фазе. Его величина примерно стабильна во времени и определяется, в основном, режимом работы питающей энергосистемы, а также положением регуляторов напряжения тя­говых трансформаторов (РПН).

Протекая по тяговой сети этот ток вызывает дополнитель­ные потери энергии независимо от того, имеются поезда на межподстанционной зоне или нет, что в свою очередь влечет дополни­тельные материальные затраты.

В случае обнаружения значительного уравнительного тока и невозможности его устранения с помощью РПН можно сделать вывод о том, что протекание уравнительного тока обусловлено неравенством фаз напряжений двух смежных подстанций, питаю­щих рассматриваемую фидерную зону. Для борьбы с уравнитель­ным током в этом случае следует вначале рассмотреть наиболее простой вариант подавления уравнительного тока — переход на одностороннее питание. В этом случае производится простой раздел схемы питания (переход к двухконсольной схеме). Необходи­мо отметить, что на двухпутных участках возможен другой, более выгодный вариант питания фидерной зоны - двухкольцевая схема питания.

Очевидно, что при переходе к одностороннему питанию. Устраняются потери энергии от уравнительного тока, но одновре­менно возрастают потери энергии от тяговых нагрузок. Это об­стоятельство позволяет определить критическую величину уравнительного тока, при которой становится нецелесообразно применение схемы двустороннего питания.

6 ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА

СМЕЖНЫЕ ЛИНИИ

6.1 Основные понятия и определения

Электрическая железная дорога вклю­чает следующие влияющие линии тяговая сеть, полностью несимметрич­ная по параметрам и передающая энергию с несинусоидальными переменными или пульсирующими постоянными токами и на­пряжениями;

распределительные линии переменного тока для продольного электроснабжения автоблокировки и нетяговых потребителей с несколько несимметричными несинусои­дальными (из-за устройств электрической тяги) напряжениями и токами, а также ли­ния ДПР с несимметричными парамет­рами.

Повышенное влияние оказывают и трех­фазные линии, питающие тяговые подстан­ции, в том числе продольные линии, вслед­ствие того, что в них действуют несимметричные и несинусоидальные напряжения и токи.

Подвержены влиянию практически лю­бые электрические линии с меньшим уров­нем передачи энергии, проложенные вбли­зи от электрической железной дороги, как воздушные, так и кабельные—линии теле­фонной и телеграфной связи, радиовеща­ния, телеуправления и телесигнализации, рельсовые цепи автоблокировки, силовые и осветительные электрические сети, ли­нии электропередачи, отключенная кон­тактная сеть соседних путей и т. п., а также неэлектрические, но проводящие линии — металлические сооружения, эстакады, тру­бопроводы, оболочки кабелей и др.

По характеру воздействия на смежные линии и сооружения электромагнитные влияния обычно принято расчленять на отдельные составляющие: электрическое, магнитное и  гальваническое влияние.

Электрическое влияние тяговой сети на смежные линии связи и линии продольного электроснабжения   определяется только   наличием на­пряжения в тяговой сети.