Разработка и создание электронной версии учебного пособия «Электроника», страница 7

Система принимает следующую информацию:

• ввод пароля при входе в оба режима;

• смена пароля в режимах;

г'

• заполнение базы данных с информацией о всех студентах;

• заполнение базы данных с ссылками на нахождение файлов с подтемами учебно-методического материала и файлов с вопросами к каждой подтеме;

• ввод ответов на тестовые вопросы;

• ввод и редактирование инструкции студентам в режиме «Преподаватель».

Вся вводимая информация анализируется системой и сохраняется в специальных файлах: в файлах базы данных, в файлах хранения инструкции и пароля преподавателя.

В процессе работы с программной системой выдаются результаты тестирования, как текущие (только в режиме «Преподаватель»), так и общие в каждом из режимов (с тем отличием, что преподаватель может посмотреть результаты всех студентов, а студент только свои).

Учебно-методический материал составлен на основе примерной программы дисциплины «Электроника», рекомендуемой Министерством

Образования России для направления подготовки бакалавров и магистров

550400 Телекоммуникации и направления подготовки дипломированных специалистов 654400 Телекоммуникации. Сама примерная программа по данной дисциплине представлена в приложении С.

3.2. Проектирование программной системы

При анализе вышеизложенных требований задача написания приложения разбилась на следующие основные логические модули:

1) информация о студентах;

2) настройка учебного процесса;

3) обучение;

4) тестирование.

К режиму «Преподаватель» относятся первые два логических модуля.

Третий логический модуль, хоть и находится в режиме «Студент», доступен каждому пользователю, даже если он не имеет доступа в оба режима.

Последний модуль относится к режиму «Студент» и доступен только зарегистрированным пользователям-студентам. Схема логических модулей представлена в приложении В на рисунке В.1.

Прежде, чем приступить к рассмотрению логических модулей программной системы, необходимо рассмотреть структуру организации

Ъ

учебного материала.

Организация учебного материала. Учебно-методический материал представлен в виде файлов в формате HTML. Каждой подтеме дисциплины соответствует свой файл. Первую главу, представленного учебнометодического материала можно увидеть в приложении О.

Организация тестового материала. Тестовый материал также представлен в виде HTML-файлов. Некоторые варианты тестовых заданий представлены в приложении Н.

Таким образом, можно приступить к проектированию схемы базы данных, которая предназначена для хранения ссылок нахождения HTML-файлов с учебно-методическим материалом и тестовыми вопросами, также, для хранения информации о студентах и результатах их тестирования.

Схема базы данных Для хранения информации о студентах необходимо создать таблицу для хранения в ней номеров факультетов и факультетов;

таблицу для хранения номеров групп и групп, а также, для хранения номера факультета, в подчинении которого, находится текущая группа; таблицу для хранения номеров студентов, ФИО, паролей, которые служат для входа в

Режим «Студент», вариантов тестирования, а также, для хранения номера группы, в подчинении которого, находится текущий студент; таблицу для хранения номеров результатов, глав, по которым проводилось тестирование, ответов, количества правильных и неправильных ответов, количества баллов, полученных при тестировании и оценки, а также, для хранения номера студента, в подчинении которого, находится данный результат.

Для хранения информации об учебно-методическом материале следует создать таблицу для хранения номеров глав, названий глав и пути нахождения файлов с данными главами. Для хранения тестовых заданий нужно создать таблицу для хранения номеров вариантов и самих вариантов, а также для хранения номера главы, у которой и находится в подчинении текущий вариант.

Для хранения вопросов тестирования следует создать таблицу для хранения номеров вопросов, полей, которые показывают, какой вопрос по счету, путей нахождения файлов с вопросами, правильных ответов, количества баллов за правильный ответ, а также, для хранения номера варианта, в подчинении у которого, находится текущий вопрос. Для хранения границ шкалы, по которой выставляется оценка, необходимо создать таблицу с номерами границ и пятью полями, которые будут хранить границы (количество баллов, для которого следует ставить оценку от 1 до 5).

Из описания схемы базы данных можно увидеть связи между таблицами, и что ключевыми полями можно определить поля, которые содержат информацию о номере хранимых данных. Схема базы данных представлена в приложении D на рисунке D.1. CJ3

Теперь можно рассмотреть, какие функции проектируемой программной системы имеет каждый из логических модулей, не забывая о том, что программа имеет два режима работы.

Информация о студентах. Так как программная система должна хранить результаты тестирования всех студентов, появилась необходимость иметь полную информацию о каждом студенте, чтобы в последствии идентифицировать каждого из них. Данный логический модуль относится только к режиму «Преподаватель». Регистрация (занесение личных данных студента к имеющейся базе студентов) новых студентов производится самим преподавателем. При регистрации преподаватель выдает каждому студенту личный идентификатор, который будет служить паролем для входа в режим

«Студент», этот пароль студент может поменять по своему усмотрению, также,

Ф

при регистрации студенту присваивается номер варианта тестовых заданий (его может поменять только преподаватель), который будет ему предлагаться при тестировании. Функция просмотра результатов тестирования студентов показывает преподавателю, как проходит тестирование у каждого студента, и какие оценки по каждой подтеме дисциплины он получил.

Настройка учебного процесса. Настройка учебного процесса предлагает преподавателю возможность корректировки содержания учебно-методического материала и тестовых заданий в соответствии с изменениями в программе дисциплины. Так как учебный материал и тестовые задания представлены в виде HTML-документов, преподаватель имеет возможность изменения и удаления ссылок на каждую подтему и тестовое задание, обращаясь к таблице базы данных, в которой они хранятся. Возможность обучения и тестирования по каждой теме предоставляется студенту без ограничений, потому что абсолютно все проводимые тестирования будут храниться в базе данных, и преподаватель сможет отличить первоначальное тестирование по каждой теме.