Разработка и создание электронной версии учебного пособия «Электроника», страница 10

Результаты(в режиме работы студента). При нажатии в подменю режима «Студент» на строку «Результаты» открывается форма, представленная на рисунке Е.12 в приложении Е. На ней показываются результаты студента по всем темам, по которым он проходил тестирование. Результаты отображаются в компоненте типа TDBGrid с помощью компонентов Ttable и TdataSource.

Результаты тестирования(в режиме работы преподавателя). При нажатии в подменю в режиме «Преподаватель» на строку «Результаты тестирования» происходит открытие формы, представленной на рисунке Е.13 в приложении Е. На ней представлены таблицы «факультет», «группа»,

«студент», «результат» базы данных, схема которой представлена в приложении D на рисунке D.l. Эти таблицы отображаются в компонентах типа

TDBGrid, с помощью компонент Ttable и TdataSource. Редактирование таблиц можно производить с помощью компонента типа TDBNavigator. При перемещении по таблицам можно посмотреть результаты тестирования всех студентов.

Инструкция. В режиме «Преподаватель» данная инструкция заполняется по усмотрению самого преподавателя. Текст инструкции хранится в отдельном файле, при открытии формы, он открывается в компоненте типа Tmemo. Текст можно редактировать. При закрытии формы текст автоматически сохраняется обратно в тот же файл. В режиме «Студент» при открытии формы данная инструкция открывается только для чтения в компоненте типа TMemo, для этого его свойству OnlyRead присвоили значение true (истина).

Выход(из режимов). Производится из обоих режимов одинаково, строки

(кроме строки «вход») в подменю каждого режима становятся «не активными»

с помощью присваивания их свойству Enabled значение false (ложь), строки

«вход» становятся активными, с помощью присваивания их свойству Enabled

значение true (истина).

0 программе. Открывается форма с информацией о программе и ее авторе.

Выход. Закрывается все приложение.

4. РА С ЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Данный дипломный проект представляет собой проектирование и создание электронной версии учебного пособия по «Электронике». В результате были разработаны учебно-методический материал по данной дисциплине и электронная оболочка для представления в ней учебно-методического материала.

Учебно-методический материал и оболочка учебника были представлены так, чтобы сэкономить время, представить максимально возможные удобства в процессе эксплуатации, как преподавателю, так и студентам. При использовании данного программного продукта экономится лекционное время обучения и время опроса студентов преподавателем. Программные продукты такого типа дают возможность студенту дневного и заочного отделения облегчить изучение дисциплины, подготовку к сдаче экзаменов, зачетов и коллоквиумов за счет того, что студенты могут эффективно обучаться как в дисплейных классах учебного заведения, так и в домашних условиях.

В данном разделе рассчитывается себестоимость программного продукта, цена и анализ экономического эффекта от внедрения программного продукта.

4.1. Расчет затрат на разработку и цены программного продукта методом экспертных оценок

Для определения затрат на разработку программного продукта воспользуемся методом экспертных оценок. Оценка затрат будет производиться всего двумя экспертами: руководителем и разработчиком дипломного проекта.

Для оценки времени на разработку программного продукта необходимо определить этапы его создания:

-анализ требований к программному обеспечению;

-изучение литературы;

-проектирование, составление алгоритма;

-написание программы;-подготовка учебно-методического материала;

-отладка и тестирование.

Время, затрачиваемое на каждый из этапов, зависит большей частью от

Ф

интеллектуальных способностей, квалификации и навыков программиста.

Первые и третий этапы процесса разработки представляют собой интеллектуальный труд разработчика, который не может быть автоматизирован. Если для изучения литературы не были использованы вспомогательные технические средства, то второй этап тоже представляет интеллектуальный труд разработчика. Последние три этапа выполняются полностью разработчиком при помощи компьютера. На этих этапах производится подготовка учебно-методического материала и перевод алгоритма, составленного на третьем этапе, на язык программирования и устранение ошибок. Эти этапы, как и первые три, требуют, помимо затрат машинного времени, затрат интеллектуального и ручного труда разработчика.

На основании экспертных оценок затрат времени определяется средняя оценка, которая рассчитывается по формуле (4.1):

Т,р=(3Тр+2Та)/5, где Т,р - среднее время, полученное на основании экспертных оценок;

Тр — оценка затрат времени, данная руководителем;

Та - оценка времени, данная разработчиком. (4.1)

Средняя оценка времени производится по каждому этапу разработки программного продукта по трем критериям:

-наименее возможная величина затрат, ai;

-наиболее вероятная величина затрат, mi;

-наиболее возможная величина затрат, bi.

Результаты расчета средней оценки затрат времени приводятся в таблице

4.1.

Таблица 4.1. - Оценка затрат времени на разработку программы.

Этапы разработки программного продукта Наименьшая возможная величина затрат, а;,дн. Наиболее вероятная величина затрат,

m;,Дн. Наиболее возможная величина затрат, b;

здн.

1.Анализ требований тр Та ю Тр Та 16( 2 1,7 [ Тр Та 2,5 !

2.Изучение литературы 26( 22 2,4 ) 3 [ з ( 3

З.Проектирование, составление алгоритма 2,5 2,8 3,5 2,7 3,2 4 3 3,6

~ 4.Написание программы [ 12 12 12! 14 ! 14 14 18 [ 19 ( 18,2

5. Подготовка учебноетодического материала 25 25 30 30 30 32 35 33,2

~6. Отладка и тестирование ! 8 ! 8 10 ~ 9 9,6 ) 11 [ 10 10,6[

На основании средних оценок для каждого этапа рассчитывается математическое ожидание затрат времени и стандартное отклонение этой величины:

МО; =(а;+ 4m;+ b) /6, где i — меняется от 1 до 6 (количество этапов разработки);

МО; - математическое ожидание по i-ому этапу создания программы;

а; — средняя оценка наименьшей возможной величины затрат;

m; — средняя оценка наиболее вероятной величины затрат;