Оптика фотонных кристаллов: Методические указания к практическим занятиям

Страницы работы

Содержание работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Ветров С.Я., Тимофеев И.В., Тимофеев В.П.

ОПТИКА ФОТОННЫХ КРИСТАЛЛОВ

Методические указания к

практическим занятиям

Красноярск

2008


УДК 535

Оптика фотонных кристаллов: Методические указания к практическим занятиям студентов, обучающихся в магистратуре направления 140400 «техническая физика» по программе 140400 «Оптическая физика и квантовая электроника» / Сост. С.Я. Ветров, Тимофеев И.В., Тимофеев В.П. ИПК СФУ, Красноярск , 2008. – 75 с.

© СФУ, 2008

Печатается в авторской редакции


Введение

Дисциплина «Оптика фотонных кристаллов» изучается студентами в рамках магистратуры направления 140400.68 «Техническая физика» по программе (специализации) 140400.68.10 «Оптическая физика и квантовая электроника». В соответствии с учебным планом магистратуры, на ее освоение отводится 3 часа в неделю в осеннем семестре первого курса обучения, из которых 1 час занимают практические занятия.

Согласно учебной программы, дисциплина поделена на три модуля. В первом из них («Распространение электромагнитных волн в веществе») рассматриваются способы описания оптических процессов, протекающих при распространении волн в обычных кристаллах. Во втором («Фотонные кристаллы и их получение») описываются фотонные кристаллы, как новый класс искусственных оптических материалов с широкими возможностями практических приложений, их особенности и способы получения. В третьем («Исследование оптических свойств фотонных кристаллов») рассматриваются отдельные результаты, полученные при проведении научных исследований фотонных кристаллов. Каждый модуль, в свою очередь, поделен на тематические разделы. Поэтому при составлении задачника для настоящих методических указаний авторы сочли необходимым сделать его структуру аналогичной.

Знакомство с методическими указаниями следует начать с их первого раздела, в котором разбирается общий порядок проведения аудиторных практических занятий. Он устанавливает последовательность действий преподавателя, ведущего занятия, и студентов в течении двух академических часов, отводимых на одно аудиторное занятие.

Затем необходимо перейти к ознакомлению с планом аудиторных занятий (второй раздел). Он представляет перечень всех занятий с указанием их темы и содержания. Кроме того, в нем приведено содержание каждого домашнего задания с точным указанием объема и источника. Структура занятия является стандартной и включает в себя краткий анализ результатов выполнения студентами домашнего задания, их устный опрос по теоретическому материалу, который было задано выучить, решение задач по теме занятия. Структура домашнего задания также является стандартной и включает в себя решение задач по теме прошедшего аудиторного занятия и подготовку теоретического материала по теме следующего.

Третий раздел указаний посвящен самостоятельной работе студентов. В нем, собственно, и обсуждается процедура выполнения домашнего задания. Но кроме этого здесь обсуждаются и другие аспекты самостоятельной работы (такие как выполнение семестрового задания по решению комплекта из шести задач, допуск к экзамену и другие).

Часть задач, предназначенных для практических занятий, была взята из доступной для авторов литературы, которая приведена в конце указаний. Другая часть была составлена авторами. Обе части объединены в единый задачник, приведенный в четвертом разделе. В нем задачи расположены в соответствии с тем порядком, который был выбран при делении теоретического курса на модули и разделы. В условиях большинства задач делаются ссылки на материал лекционного курса (формулы, уравнения и их решения, рисунки, графики и т.д.). Поэтому при решении задач лекции нужно обязательно иметь при себе.

В пятом разделе приведены примеры решения некоторых задач, сопровождаемые подробными методическими комментариями и советами. На этих примерах студенты могут детально ознакомиться с различными методическими приемами процедуры решения оптико-физических задач.

1. Общий порядок проведения аудиторных занятий

1. Практические занятия, проводимые в аудитории, начинаются с того, что преподаватель напоминает студентам тему занятия. Он также напоминает, какие теоретические вопросы следовало к этому занятию подготовить и какие задачи следовало решить. После этого он переходит к устному опросу студентов по теоретическому материалу. Задаваемые при этом вопросы, в основном, состоят из тех, что приведены в конце перечня задач того раздела, к которому относится тема занятия. Ответы оцениваются преподавателем и оценки заносятся в его журнал.

2. После устного опроса преподаватель переходит к работе над решением задач. В начале он раздает студентам проверенные им домашние работы, которые они выполнили на отдельных листках и сдали еще на прошлом уроке. Оценки за них также выставляются в журнал преподавателя. Затем преподаватель собирает листки с выполненным домашним заданием, которое студенты подготовили к текущему занятию по теме прошлого урока, и начинает обсуждение этой темы. Цель этого обсуждения состоит в том, чтобы выяснить, какие вопросы вызвали особые трудности при выполнении задания. Если таковые имелись, то они устраняются путем решения «трудных» задач у доски теми студентами, которые с ними справились. Если же трудности отсутствовали, то преподаватель переходит к решению задач по теме данного занятия.

3. Для их решения преподаватель вызывает к доске кого-либо из студентов. Остальные студенты решают эти задачи в своих тетрадях. Преподаватель руководит этим процессом и направляет его. На отдельные, с его точки зрения – трудные, моменты обращается особое внимание и указывается, как их обойти. Знания вызванного к доске студента и его подготовленность к уроку также оцениваются с занесением соответствующей оценки в журнал преподавателя.

4. За пять минут до окончания занятия преподаватель выдает очередное домашнее задание, которое состоит из теоретической части (темы следующего занятия) и практической (решения задач). Он обращает внимание студентов на те «подводные камни», которые могут им встретиться при его выполнении и дает рекомендации по их преодолению.

2. План аудиторных занятий

Занятие №1

Тема занятия:

Уравнения Максвелла. Граничные условия. Различные типы сред. Волновое уравнение и монохроматические плоские волны. Некоторые параметры среды. Распространение лазерных импульсов, групповая скорость.

Содержание занятия:

1. Решение задач (1.1.2; 1.1.3; 1.1.11 а, б) на применение уравнений Максвелла и волнового уравнения для расчета различных электродинамических параметров.

2. Решение задачи (1.1.13) по распространению лазерных импульсов.

Домашнее задание:

1. Теоретическая подготовка по материалу лекций №№1 и 2.

2. Решение задач №1.1.14; 1.1.15; 1.1.16.

3. Теоретическая подготовка по материалу лекций №№3 и 4.

Занятие №2

Тема занятия:

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
2 Mb
Скачали:
0