Развитие архитектуры систем предприятия, страница 3

3  Архитектура интегрированной системы управления предприятием

Архитектура интегрированной системы управления предприятиями, которые сталкиваются с проблемой отмены регулирования, основана на описанных выше принципах. Архитектура интегрированных систем делится на три категории: бизнес-архитектура, техническая и организационная архитектура. Каждая из этих категорий характеризуется собственным уникальным проектным решением. Рассматриваются также точки соприкосновения между каждой из категорий.

3.1  Бизнес-архитектура

Бизнес-архитектура определяет основы и принципы проектирования интегрированной системы с точки зрения ведения бизнеса. Здесь мы рассмотрим три концептуальных уровня архитектуры. Первый уровень связан с пониманием сфер деловой деятельности и бизнес-факторов, а также перспектив и целей предприятия. Второй уровень связан с разработкой интегрированных бизнес-процессов, позволяющих организации достичь этих целей. Третий уровень связан с пониманием точек соприкосновения между системами и бизнес-событиями внутри или вне организации, которые значимы для интеграции процессов. На Рисунок 1 представлена концептуальная модель бизнес-архитектуры. Центральным узлом этой архитектуры является модель интегрированного бизнес-процесса. Для организации чрезвычайно важно вкладывать необходимые средства и время в развитие таких моделей в гибком, удобном для обслуживания и расширяемом формате. Помощь в этой работе Вам могут оказать легко доступные программные инструменты и консалтинговые службы. Организациям следует обращаться к консалтинговым компаниям, обладающим специальными знаниями работы энергетических предприятий и опытом интеграции систем.

Рисунок 1 - Бизнес-архитектура для интеграции

3.2  Техническая архитектура

Техническая архитектура определяет основания и принципы проектирования интегрированной системы с точки зрения технологии. Здесь мы рассмотрим два концептуальных представления о технической архитектуре. Одно из них – это архитектура передачи сообщений, связанная с обменом предметно-зависимой информацией. Другое – инфраструктура управления интеграцией систем и предметных областей. На рисунке 2 представлена концептуальная модель такой архитектуры.

Рисунок 2 - Техническая архитектура для интеграции

Архитектура передачи сообщений обычно состоит из модели информации общего использования, корпоративного стандарта типов сообщений и описания патентованных схем сообщений. Характерным для энергетических предприятий примером является CIM, доступная в настоящее время как стандарт IEC TC57. Такая модель может послужить основой для описания сообщений интеграционного типа. Благодаря гибкости технологии XML предприятия могут при желании расширить эту модель, чтобы приспособить ее к своим потребностям, не нарушая соответствия стандарту. В [4] подробно обсуждаются способы применения таких стандартов для разработки корпоративного стандарта типов сообщений в электроэнергетической промышленности.

Межсистемная и межпредметная интеграционная инфраструктура обычно состоит из четырех концептуальных уровней:

1)  адаптеров, которые обеспечивают интерфейс между несовместимыми системами и приложениями — они работают с различными сетевыми протоколами и операционными системами, изолируя инфраструктуру от их платформ;

2)  транспортных уровней, служащих для доставки сообщений с возможностью масштабирования, при этом гарантированность доставки является одной из главных характеристик;

3)  уровней интеграционных брокеров, где выполняется маршрутизация, преобразование и управление сообщениями до их доставки по назначению;

4)  процессоров и описаний документооборота, отражающих бизнес-процессы, которые должны поддерживать интегрированные системы.

Существуют производители, которые поставляют технологии для всех этих уровней, что удобно для организаций, стремящихся к стандартизации технологий и экономии за счет масштабов. Другие, возможно, захотят приобрести технологии, лучшие среди аналогов, такие как серверы приложений, промежуточное программное обеспечение и даже Web-серверы, с целью постепенного наращивания инфраструктуры, по мере возникновения необходимости в новом уровне (ях). Если только проектное решение и внедрение осуществляются в соответствии с общей структурой интегрированной системы, наращивание архитектуры в будущем потребует меньших усилий.

В идеале, прежде чем переводить сообщения на транспортный уровень, следует преобразовывать их в общий формат, что обеспечит максимальное использование преимуществ модели информации общего пользования. Однако в некоторых случаях сложное преобразование удобнее осуществить с помощью интеграционного брокера, полностью используя его возможности, а не разрабатывать специальную программу преобразования для адаптеров.

3.3  Организационная архитектура

Организационная архитектура интегрированной системы определяет базовые принципы стимулирования людей, привлечения капитала и другие компоненты, необходимые для того, чтобы создать интегрированную систему в целом, и затем развивать ее по мере появления новых требований, обусловленных задачами компании. На рисунке 3 представлена концептуальная модель этого вида архитектуры. Базовыми компонентами архитектуры являются:

§  подразделение управления программой интеграции, несущее общую ответственность за реализацию результатов интеграции в компании;