Комплексное определение для информационного моделирования (IDEF1X), страница 24

А3.1.5. Принятие правил автора

Правила автора – те условия, которые выдвигаются разработчику (автору) для участия в разработке модели, обзоре справочников, и презентациях. Их целью является улучшение представления материала. Они могут использоваться везде для облегчения понимания и оценки любой части модели. Например, имя, соответствующее соглашению об универсальном назначении имен, может быть применено к наименованию организации или деятельности. 

Правила автора могут быть приняты в различных формах и возникать в любом месте. Но самым главным аспектом является то, что:

а) Правила автора – это не расширение технологии.

b) Правила автора – это не нарушение технологии.

Правила автора создаются для обслуживания определенных нужд. Каждое правило должно быть документально оформлено и указана вся документация, используемая в начальной фазе.

А3.2. Первая стадия – описание сущности.

Назначение первой стадии в том, чтобы установить и определить сущности,  которые принадлежат моделируемой проблемной области. Первый шаг этого процесса – определение сущностей.

А3.2.1. Идентификация сущностей

Под сущностью в контексте модели IDEF1X понимается «предмет», который обладает определенной информацией, где «предмет» - это человек, материал, событие, действие, идея, знание, место, точка и т.д. Экземпляры сущности имеют общую совокупность признаков или характеристик. Например, все служащие имеют служебный номер, имя, и другие общие признаки. В IDEF1X модели эти свойства называются атрибутами сущности. Каждый атрибут содержит только часть информации о сущности. Каждый экземпляр является реализацией сущности. Таким образом, сущность в IDEF1X описывает конкретный набор экземпляров реального мира. Например, работника с именем Джерри и служебным номером 789 является экземпляром сущности РАБОТНИК. Сущности всегда называют существительным в единственном числе и общем роде.

Большинство сущностей может быть прямо или косвенно определено из источников информации, собранных в течение начальной стадии. Если процесс моделирования основан на предшествующей модели данных, сущности должны быть взяты из этой модели. Для сущностей, которые не были описаны ранее, разработчик должен в первую очередь определить перечень  названий источников данных, описывающих предметы, которые могут стать сущностями. Самый простой способ состоит в выборке всех существительных из перечня источников. Например, такие термины как часть, транспортное средство, станок, рисунок и т.д., на этом этапе могут быть приняты как возможные сущности. Другой способ – определить в какие фразы входит словам «код» или «номер», например, шифр детали, порядковый номер заказа, код банка и т.д. Фраза или слово, предшествующее словам «код» или «номер», также может быть принято как возможная сущность.  Для оставшихся терминов в этом перечне, разработчик должен узнать определяет ли слово объект или предмет, о котором что-либо известно, или несет информацию об объекте или предмете. Те термины, которые попадут в категорию объектов, о которых что-либо известно, также могут стать сущностями.

Сущности, образующиеся путем синтеза основных экземпляров сущностей, становятся новыми экземплярами сущности. Это значит, что некоторые экземпляры сущностей, которые имеют одинаковые характеристики, могут быть представлены как сущности. Пример представлен на рисунке А3.2.  Каждый экземпляр сущности является ее частью и обладает таким же видом представляемой информации.

Для того чтобы отличить сущности от «несущностей», разработчик должен найти ответы на следующие вопросы о возможных сущностях:

a) Можно ли описать предмет? (Обладает ли предмет какими-либо качествами?)

b) Входят ли в предмет какие либо виды сущностей?

c) Можно ли описать какую-то сущность с помощью другой?

d) Описывает ли предмет что-либо? (положительный ответ в больше степени относится к признаку предмета, а не к сущности).

Рисунок А3.2. Идентификация сущности

В конце этого анализа, разработчик составляет общую таблицу сущностей. Эта таблица содержит все названия сущностей в контексте модели.

Когда разработчик составляет эту таблицу, он дает каждой сущности уникальное название и указывает ее источник. Он также может взять в качестве уникального названия неполное название сущности. Таким образом, поддерживается взаимосвязь информации. Полнота таблицы остается не тронутой, и управлять этой таблицей относительно просто. Пример такой таблицы представлен на рисунке А3.3.

По всей вероятности, этот перечень сущностей изменится к концу Четвертой Стадии. Кроме того, новые сущности будут добавлены к этому перечню, также добавиться и новая информация в процессе разработки модели и улучшится понимание модели.

После к таблице могут быть добавлены названия, найденные во фразах, и им также будут присвоены уникальные названия.

Один из продуктов Начальной Стадии – это таблица сущностей.  Для поддержания жизнеспособности модели она должна обновляться.

Рис.А3.3. Таблица сущностей

А3.2.2. Описание сущностей.

Следующим продуктом Первой Стадии является составление глоссария сущностей. В течении Первой Стадии,  глоссарий представляет из себя просто набор описаний сущностей.

Компоненты описания сущностей включают:

а) НАИМЕНОВАНИЕ (ИМЯ) СУЩНОСТИ

Наименование сущности – это уникальное название (имя), под которым сущность выступает в нотации IDEF1X. Оно должно описывать природу предмета. Хотя аббревиатуры и сокращения  приемлемы, названия должно быть понятным.

b) ФОРМУЛИРОВКА СУЩНОСТИ

Это описание сущности, которое обычно используется на предприятии. Оно не предназначено для словаря. Когда информация представляет определенную точку зрения на модель и контекст модели был определен на Начальной Стадии, бессмысленно включать описание предметов, которые не входят в границы модели. Однако, могут быть различия в способах описания сущности, главным образом основанных на понимании пользователя. Когда это происходит или когда есть альтернативные определения (не должны быть основаны на общей точке зрения на модель), они также должны быть записаны. Поэтому эксперту необходимо определить какое определение должно ассоциироваться с термином, используемым для описания сущности. Первая стадия описания – это механизм, используемый для усиления  процесса развития принятых описаний.