Социальное страхование как элемент системы социальной защиты населения, страница 8

На рис. 2–4 представлена динамика основных характеристик бюджетов ГВФ за 2010–2015 гг.[6]

Рис. 2. Динамика основных характеристик бюджета ПФР за 2010–2015 гг.

Российская пенсионная система в современных условиях демонстрирует финансовую нестабильность: согласно Федеральному закону от 02.12.2013 г. № 320-ФЗ «О бюджете ПФР на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов», дефицит бюджета ПФР на 2014 г. составляет 126,4 млрд рублей и имеет тенденцию к росту. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 г. № 385-ФЗ «О бюджете ПФР на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 г. бюджет ПФР по доходам сформирован в сумме 6,9 трлн руб. (на 11% больше, чем в 2014 г.) а по расходам – 7,6 трлн (на 18% больше).

Это обусловлено социальными процессами и, в первую очередь, увеличением количества пенсионеров на 500 тыс. человек за счет присоединения к Российской Федерации новых субъектов. Поручение Президента РФ о доведении уровня пенсий граждан, проживающих в Крыму, в 2014 г. до среднероссийского увеличивает расходы ПФР на 70 млрд рублей. Помимо этого, на рост расходов влияют как коррекционные показатели (изменение величин пенсий и выплачиваемых пособий), так и демографические. За период 2002–2010 гг. в России возрастная группа «до 20 лет» уменьшилась на 40%, а группа «55–59 лет» увеличилась на 40%, а к 2020 г. на 100 лиц пенсионного возраста будет приходиться 112 лиц трудоспособного населения. Статистические исследования показывают, что за счет естественного старения только в 2015 г. количество пенсионеров в России увеличится на 100 тыс. человек.

Доходы бюджета ФСС формируются за счет страховых взносов страхователей по обязательному социальному страхованию; взносов работодателей на страхование от несчастных случаев на производстве и за счет иных источников, включая средства, нераспределенные по итогам прошлого бюджетного года. Тариф страховых взносов в части уплаты в бюджет ФСС установлен Федеральным законом № 212-ФЗ и составляет в 2015 г. 2,9% в пределах вышеназванного порогового значения, а величины, превышающие это значение, в отличие от страховых взносов в бюджет ПФР, обложению не подлежат. В ряде случаев закон допускает применение льготных (заниженных) тарифов (например, сельхозпроизводители уплачивают страховые взносы по тарифу 2,4%, а организации, осуществляющие деятельность в области IT-технологий, – по тарифу 2%).

Рис. 3. Динамика основных характеристик бюджета ФСС за 2010–2015 гг.

Доходы бюджета ФФОМС в условиях механизма одноканального финансирования образуются за счет:

- страховых взносов страхователей, занимающих в структуре доходов бюджета ФФОМС в 2014 г. 98% и имеющих тенденцию к росту (Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 387-ФЗ «О бюджете Федерального фонда ОМС на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»);

- трансфертов из бюджетов субъектов России;

- трансфертов из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках ОМС, и напротив, имеющих тенденции к снижению;

- добровольных взносов юридических и физических лиц;

- доходов от использования временно свободных финансовых средств;

- недоимки по страховым взносам, налоговым платежам;

- начисленных пени и штрафов.

В основе расчета субвенций бюджетам ТФОМС для финансирования территориальных программ ОМС лежит средний подушевой норматив финансирования, составляющий в 2015 г. величину 11 599 рублей.[7] Помимо субвенций из ФФОМС, бюджеты ТФОМС получают из субъектов РФ трансферты на финансовое обеспечение дополнительных видов медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС.