Социальное страхование как элемент системы социальной защиты населения, страница 11

Однако специфика медицинских услуг доказывает использование в финансировании этого социального блага, в первую очередь, страхового метода перераспределения ресурсов. Медицинское вмешательство может быть вызвано причинами как приобретенного заболевания, обладающего признаком случайности, так и врожденного заболевания, сопровождающего человека на протяжении всей жизни, что обусловливает непериодичность финансирования здравоохранения. Кроме того, терапия как процесс восстановления жизнедеятельности человека может восприниматься последним с разной степенью эффективности и, как следствие, обладать различными качественными и стоимостными характеристиками. По этой причине между пациентом и медицинским учреждением должен находиться посредник (страховая компания), который, с одной стороны, берет на себя роль контролера качества и защищает финансовые интересы пациента, а с другой – согласует с медицинской организацией стоимость терапии наиболее распространенных заболеваний, делая тем самым медицинские услуги минимально затратными.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является разновидностью социального страхования с той особенностью, что в этой сфере защищаются интересы физических лиц, получая бесплатную помощь, оказываемую им медицинскими организациями в оговоренных объемах. Для целей осуществления этого вида страхования Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 г. № 4543-1 были созданы Федеральный и Территориальные фонды ОМС.

Первоначально в качестве страховщика выступал не только ФФОМС, но и существующие в субъектах РФ ТФОМС, каждый из которых при наличии собственного бюджета обладал функциями администратора доходов в области сбора части страховых взносов.

Основные функции в области медицинского страхования возлагались на Территориальные фонды ОМС. Эти организации получали средства на формирование бюджетов за счет страховых взносов, рассчитанных по тарифу 2% от ФОТ, и непосредственно обеспечивали реализацию Закона РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» в субъекте РФ. ТФОМС сотрудничали с действующими страховыми медицинскими организациями, целью которых являлось перечисление оплаты стоимости медицинских услуг, предоставляемых уполномоченными медицинскими организациями в соответствии с Территориальными программами ОМС. Необходимость включения страховых медицинских организаций в систему ОМС была обусловлена тем, что система ОМС дополняется механизмом добровольного медицинского страхования (ДМС), носящим коммерческий индивидуальный характер, благодаря чему каждый застрахованный гарантированно получает не только установленный минимум медицинских услуг, закрепленный в программах ОМС, но и дополнительную помощь, выходящую за ее границы.

Напротив, ключевыми задачами ФФОМС являлись:[11]

- аккумулирование денежных средств, предназначенных для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, уплачиваемых страхователями по тарифу в 1,1%;

- выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках Базовой программы ОМС путем направления им дополнительных средств на выполнение Территориальных программ ОМС;

- финансирование национального проекта «Здоровье»;

- организационно-методическая и научно-исследовательская деятельность и ряд других управленческих полномочий.

В 2010–2011 гг. система ОМС была реформирована. В соответствии с положениями Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» финансирование гарантированного государством объема медицинских услуг стало осуществляться только за счет бюджета ФФОМС, который приобрел статус единоличного страховщика. В эти годы была сделана попытка внедрить механизм одноканального финансирования, в соответствии с которым 100% стоимости медицинской услуги, предоставляемой человеку медицинской организацией, должно компенсироваться из средств ТФОМС за счет субсидии, получаемой из ФФОМС, аккумулирующего все страховые взносы. Подобная модель финансирования способствует более равномерному распределению денежных ресурсов, что создаст предпосылки для эффективного финансирования здравоохранения, приводит к улучшению качества медицинской помощи и обеспечивает ее экстерриториальность.