Хозяйственная деятельность человека в эпоху неолита на территории Северо-Западного Белозерья (по материалам со стоянки Шолопасть), страница 16

Для того, чтобы обработать кость и рог, также требовались специальные инструменты: ножи, скобели, ложкари и перфораторы в большом количестве найденные на стоянке. И всё же этого было не достаточно. Найдено множество предметов из кости  и рога различной формы, которую не найти в природе. Это говорит о технике размягчения рога и кости до непосредственного изготовления из них различных предметов.  И такой способ был, «с помощью кислоты содержащейся в травах: щавель и кислица, а также кислое молоко» (Малинова, Малина, 1988. С. 130). Или же использовалось вымачивание или распаривание кости и рога в воде. С помощью специальных инструментов велась дальнейшая обработка кости. «Кремневым резцом вырезался общий контур изделия, а для выравнивания поверхности и проработки деталей помимо резца использовался строгальный нож» (Жилин, 2004. С. 69).

Огромная роль и самая основная была в процессе обработки дерева. Так как дерево было всем обитателей стоянки Шолопасть: и источником тепла, и материалом для строительства жилища, лодок, ловушек и других различных предметов.

На стоянке Шолопасть люди владели почти всеми способами его механической обработки – рубкой, долблением, колкой, строганием, трением, шлифовкой, пилением, полировкой, сверлением. Также применяли простейшие методы воздействия на дерево, используя огонь, солнце и воду.

Топоры, тёсла, стамески, долота, скобели, ножи, струги, ложкари, перфораторы – именно такие орудия были необходимы для обработки дерева. Стоянка Шолопасть оказалась богата на такие находки.

Как уже говорилось, визитной карточкой неолита считается появление глиняной обожжённой посуды – керамики.  Посуда изготовлялась ленточным способом из глины с различными примесями – дресва, крупнозернистый песок. Обжигалась посуда открытым способом. Украшалась керамика особым узором – орнаментом. В основном неолитический орнамент это ямочно-гребенчатый.

Изготовлением посуды занимались женщины. По данным этнографии известно, что женщину по обычаю (экзогамия) выбирали из другого племени, поэтому, нередко смена формы сосудов или появление нового орнамента, является следствием перехода женщин из своих родов в другие. «Орнаментация имела  большое значение в связи с утвердившимся мнением об отражении в её узорах родовой семантики. Это так называемое представление о характерном для каждой культуры своеобразном орнаменте» (Ошибкина, 1978. С. 68).

Узор наносился с помощью специальных орудий – штампов.  На стоянке Шолопасть керамика с ямочно-гребенчатым орнаментом самый массовый материал, а штампов (Рис. 28) найдено около 20 (больше только на Вёксе, Вологодский район).

Специфическим типом деятельности обитателей стоянки были некоторые занятия (например, изготовление амулетов-оберегов), связанные с духовной стороной жизни древнего человека. Материальное отражение духовной жизни человека эпохи неолита представлено в виде разнообразных украшений: подвесок, сланцевых колец, бус, часть из которых, несомненной имела обрядовое или магическое значение. Интересными и загадочными артефактами являются фрагменты орнаментированной кости. Если сланцевые кольца и подвески являлись обычными амулетами или оберегами, то подвески из зубов и костей животных, скорее всего, выполняли ритуальные функции – как символ победы и удачной охоты. Пока нам не известна ещё одна составляющая часть духовной жизни – погребальный обряд, но, тем не менее, при сборе подъёмного материала на стоянке Шолопасть обнаружены фрагменты костей человека, что позволяет говорить о существовании разрушенных погребений рядом со стоянкой.

Изучение остатков материальной культуры древнего человека со стоянки Шолопасть показало, насколько разносторонней была жизнь обитателей Северо-Западного Белозерья в эпоху неолита. Это промысловая деятельность, строительная, духовная, деятельность по изготовлению посуды и орудий труда, возможно, собирательство.

Заключение.