Социальная политика государства и ее реализация в России, страница 13

Принятие на получение образовательных услуг в государственные и муниципальные университеты за расчёт бюджетов всех степеней собрал 561,3 тыс. человек и уменьшился согласно сопоставлению с 2008г. на 7,4 тыс. человек (1,3%). Обособленный вес общепринятых с конечным возмещением расходов на получение образовательных услуг остановился на ступени 2008г. и имел значение в  58,8% с всеобщего количества принятых. Согласно итогам Единого государственного экзамена в национальные и городские ВУЗы было принято 566,0 тыс. человек, что основательно превосходит подобный способ 2008г. на 117,2 тыс. человек ( 26,1%.).

Платных образовательных услуг общественности к 2009г. существенно было оказано согласно сведениям в 281,0 миллиардов руб., либо в 1,3% более, чем к 2008 году в числе 28% домохозяйств выплачивают за обучение  своих детей, привнося финансы за дополнительные проведения занятий. Часть жителей, оплачивающая эти либо другие образовательные услуги такие как, предоставление питания, ремонта, охраны места, увеличивается по степени увеличения урбанизации. В основном 60% семей, которые имеют ребенка или нескольких детей школьного возраста имеют предположение, что не сумеют оплатить образование своих детей в высшем учебном заведении.

Существующая в этом период образовательная система со временем утрачивает собственную результативность. Возрастает несоответствие между разными степенями организации системы, происходит разрыв практической стороны от теоретической, возрастает множественность  выпускников, не имеющих работы по предоставленной специальности, а ступени российских высших учебных заведений на международном рейтинге  со временем падают.

Система высшего образования длительное время развивалась в условиях свободного самоопределения университетов в рамках новых институтов, включая ЕГЭ, возможность платного обучения, Болонскую систему. Это позволило российским государственным и частным университетам в рекордные сроки расширить доступность высшего образования фактически до универсальной. В результате участие в высшем образовании в России стало одним из самых высоких в мире — 393 человека на 10 тыс. населения.

При всех оговорках этот рост доступности высшего образования является значимым достижением, позитивно влияющим на социальное самочувствие российского общества, что выражается в сохранении высокой финансовой и социальной «премии» на высшее образование. В значительной степени этот рост доступности произошел за счет быстрого развития платного (в основном заочного) образования. В 2013 г. около 60% студентов платили за свое обучение в государственных и негосударственных вузах. Более по- лавины студентов государственных вузов обучалось на платной основе, около 23% всех средств государственных вузов финансировалось населением.

Рис.  Динамика числа вузов и численности студентов.

Источник: Данные Росстата.

Реальным становится и риск сокращения доступности высшего (в том числе и второго высшего) образования за счет рез- кого сокращения сети филиалов и негосударственных вузов. По- видимому, вместо установления «заданий» на закрытие вузов и филиалов необходимо разработать более тонкие механизмы повышения качества и использования филиальной сети. К другим фокусам политики в сфере высшего образования следует отнести существенную модернизацию заочного образования (Россия является одним из мировых лидеров по доле не очных форм), а также магистратуры и аспирантуры.

За прошедшие два десятилетия в России сложилась модель рынка труда, которая заметно отличается от модели, характерной для большинства развитых стран. Ее ключевая особенность состоит в том, что приспособление рынка труда к колебаниям экономической конъюнктуры происходит главным образом за счет изменений в оплате труда и продолжительности рабочего времени, а не за счет изменений в занятости и безработице.