Классификации народных песен. Лингвистические понятия: ключевые слова, символ, образ, повтор, страница 5

О чем ты кукуешь?

- Как же мне, горькой кукушечке,

Как мне не куковать?

Что один, один-то был зеленый сад,

И тот засыхает![10]

(Девица печалится от того, что милый покидает ее).

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я, молодешенька,

Увесь год веселешенька![11]

Не стоит забывать, если в песне изображается цветение растения, то это символ счастья, веселья и радости, если изображается его увядание, то, наоборот, символ разлуки, горя, печали.

При этом нужно помнить, что символы необходимо рассматривать в контексте песен, так как одни и те же символы могут реализоваться в самых разных конкретных песенных содержаниях.

1.2.  Повтор как средство художественной выразительности

Важным элементом для понимания значения и употребления ключевых слов является повтор как средство художественной выразительности. Повторяемость – это организующий принцип построения лирической песни.

Первые попытки объяснения происхождения словесных повторов в народной лирике были сделаны еще в 19 веке. Например, П.П.Сокальский объясняет явление повторяемости физиологическими особенностями человека: «Чувство, однажды настроенное на известный лад, представляет собою материальное движение в нервах, которое по закону инерции, усиливается удержаться в своем строе; оттого оно не так легко и быстро меняется, как мысли».[12]

Изначально ритм формировал мелодию и развивающийся при ней поэтический текст. Когда же мелодия и поэтический текст оформились, когда песня приобрела жанровую специфику, ритм потерял в ряде песенных жанров свойство первоэлемета

Получается, что повторение элементов мелодии влияет на повторяемость тех или иных слов, которые могут являться ключевыми словами песни.

Так, например, синтаксический параллелизм проясняет смысл текста, создается смысловая четкость за счет такого рода повторов:

Ты чужую траву косишь, -

Своя прорастает;

Ты чужую кровлю кроешь, -

Своя протекает;

Ты чужую жену любишь, -

Своя сиротеет;

Ты чужих детей кормишь, -

Свои, ходя, просят![13]

Здесь мы наблюдаем противопоставление двух смысловых планов, где ключевыми словами, несомненно, будет являться пара, построенная на антитезе: «чужой – свой».

Было бы не совсем верно считать возникновения повторов только ради усовершенствования стиля песни, усиления речи, ее украшения или замедления. Повтор определенных слов несет в себе определенную смысловую нагрузку. И чтобы понять мысли, чувства человек делает акцент на том или ином слове, подчеркивая его повтором.

Приведем в пример рефрен (припев) в песне «Весной Волга разольется»:

Сирень цветет,

Не плачь, придет…

Ой, Коля, грудь больно,

Любила – довольно.[14]

Он повторяется после каждого куплета. Несомненно, из него становится ясно, что лирическая героиня страдала долгое время, страдает и сейчас, но решила поставить точку в отношениях: «Любила – довольно».

Глава 3.

А теперь перейдем к анализу русской народной песни именно со стороны ключевых слов.

Мы взяли традиционную лирическую рекрутскую песню, в которой передаются мысли и чувства молодого рекрута, которому предстоит идти не по своей «во солдаты».

Не кукушечка во сыром бору куковала

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушко в зеленом саду громко свищет,

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет,

Обливается добрый молодец горючими слезами:

«Как берут меня, доброго молодца, во неволю,

Уж как вяжут мне, доброму молодцу, белы руки,

Что куют, куют добру молодцу скоры ноги,

Что везут, везут добра молодца, везут в город,

Отдают меня, добра молодца, в царску службу,

Что во ту ль, во ту службу царскую, во солдаты.

Уж никто по мне, добром молодце, не потужит:

Только тужит лишь одна матушка, мать родная,

Молода жена добра молодца проклинает,

Красны девушки про молодчика вспоминают,

Род и племя все меня, молодца, провожают:

«Послужи-ка ты, добрый молодец, верой, правдой,

Положи за нас буйную ты головку».[15]