Классификации народных песен. Лингвистические понятия: ключевые слова, символ, образ, повтор, страница 4

Глава 2.

1.1.  Понятие символа

Несомненно, с понятием «ключевые слова» будет связано понятие «символа».

Поэтическая символика русской народной песни привлекала к себе внимание ученых еще в 20 веке.

Обращаясь к символике песен, важно отметить тот факт, что поэтическая символика используется по большей части в лирических жанрах фольклора, соответственно, и в народной песне.

Главное назначение таких песен в выражении определенного отношения к фактам и явлениям из бытовой и общественной жизни народа, в показе богатства народной мысли, чувств и переживаний.

Что самое интересное, песенная символика зародилась не в пору древнего анимистического миросозерцания, а гораздо позднее, в период разложения родового строя и зарождения классового феодального общества.

Анализируя символический мир той или иной песни в определенной мере можно судить о ее национально-бытовом и (или) географическом своеобразии. Например, образ розы распространен в украинских песнях, а в русских практически не встречается. Зато образ березы в русских песнях, а особенно в северно-русских районах находит необычайно частое использование.

Сосенка, сосеушка зелененькая!

Чего ты, сосенушка, не зеленая?

- Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?[5]

(Можно предположить, что данная песня зародилась ближе к северу страны, где хвойные деревья встречаются гораздо чаще).

Получается, что предметом, то есть источником символов является окружающий человека мир природы. Соответственно объектом символизации в русских народных песнях является человек, их чувства, поступки, мысли…

Что легло в основу создания символизации? В основе создания образов-символов лежит сопоставление каких-либо схожих или общих черт и признаков, явлений из окружающего человека мира с предметами и явлениями из человеческой жизни.

Приведем список некоторых образов-символов, которые чаще всего будут являться ключевыми словами:

1.  Месяц – символ отца;

2.  Солнце – символ матери;

3.  Звезды – символ детей;

4.  Соловей, дуб, хмель, сокол, селезень, голубь, виноград – символ молодца

5.  Пава, серая утица, белая лебедушка и сизая голубка, калина, березка, малина и сладка вишня – девица

6.  Серая кукушка – печальная девушка, горькая женская доля

7.  Сосна, осина, рябина, груша – женщина

Особенностью образов-символов в русской народной песне является употребление символов попарно, потому что в тексте обычно встречается не менее двух героев (муж – жена, жених – невеста и так далее):

Виноград в саду растет,

Ой, ягода, ягода поспевает.

Виноград – Иван-сударь,

Виноград – Иван Васильевич.

Ой, ягодка – свет-Иринушка,

Ой, ягодка – свет Сергеевна.[6]

Отсюда следует заключение: многие образы-символы природы и явлений персонифицированы. Вместе с этим нужно подчеркнуть, что часто в народных песнях растения оказываются символами каких-то человеческих образов, а употребляются в зависимости от их состояния, выражают различные состояние души, настроение, передают и психологическое состояние героев.

Ученые отмечают, что персонификация возникает главным образом в обрядовой лирике:

Ох, изюмная ягодка расцветала,

Ох, и люли-люли расцветала,

Виноградная вишенька поспевала.[7]

(Песня исполняется на девичнике. В ней изображается идеальный образ жениха, и выражается просьба: чтобы батюшка не гнался за богатством).

В песнях необрядовой лирики поэтические символы чаще обозначают не определенный образ (но это несомненно встречается), а выражают то или иное настроение, определяют эмоциональный колорит:

Что один был зелен сад – и тот засыхает,

Что один был милый друг – и тот отъезжает.[8]

(Для любовных песен типичным является изображение гулянья девушки и молодца по саду, срывание цветков в нем, плетение венков друг другу).

Н.П. Колпакова в «Русской народной бытовой песне» пишет, что два плана человеческих эмоций – радость и горе с их многочисленными оттенками – определяют главное содержание русских народных лирических песен.[9]

- Ты о чем, горька кукушечка,