Изучение социально-трудовой мобильности молодежи Москвы и Подмосковья, страница 5

1.5. Предварительный системный анализ социологического исследования

А

Общие (субъектные) признаки

Б

Специфические (объектные) признаки

В

Предметные признаки

·  Пол (мужской/

женский)

·  Возраст

(17 — 19 лет/

20 — 21 лет/

22 — 25 лет/

25 — 29 лет)

·  Социальное положение

(женат/замужем;

Не женат / не замужем)

·  Место проживания (Москва / Московская область)

·  Высшее образование

(есть /нет)

·  Форма обучения (очная / заочная)

·  Материальное положение семьи (высокое / среднее / низкое)

·  Уровень информированности (высокий / средний / низкий)

·  Степень важности карьеры (очень важна / важна / не очень важна)

1.6. Цели исследования

Целью моего социологического исследования является определение основных каналов социально-трудовой мобильности современной молодежи Москвы и Подмосковья; выяснения мнения современной молодежи о факторах успешности в жизни, а также выявление того, как изменяется мнение в зависимости от места проживания, материального положения семьи и других факторов. Исследование носит научно-прикладной характер.

1.7. Объект КСИ

Объектом социологического исследования являются студенты РЭУ (бывш. РГТЭУ) и представители молодежи Подмосковья.

1.8. Предмет КСИ

Предметом социологического исследования является социально-трудовая мобильность.

1.9. Задачи исследования

1.9.1. Определить, существуют ли в Подмосковье проблемы с наличием и выбором места трудоустройства.

1.9.2. Определить главный мотив к поиску нового места работы.

1.9.3. Определить, является ли образование главным каналом трудовой мобильности современной молодежи.

1.9.4. Определить, зависит ли получение высшего образования от материального положения семьи и от того, есть ли высшее образование у родителей.

1.9.5. Определить, хочет ли молодежь подняться по социальной лестнице за счет карьеры (трудовой деятельности и трудовых перемещений).

1.9.6. Определить склонность к увлечению карьерой в зависимости от пола.

1.9.7. Определить главный мотив к улучшению своего социального положения.

1.9.8. Определить готовность молодежи к быстрой смене нескольких видов профессиональной деятельности.

1.9.9. Определить, связан ли мотив к смене социального статуса с жизненными позициями и установками.

1.9.10. Выяснить популярность таких каналов социально-трудовой мобильности, как брак, церковь и армия.

1.10. Гипотезы КСИ

1.10.1. В Подмосковье существуют проблемы с наличием места трудоустройства.  [для проверки использовался вопросы №5, №6 и №7]

1.10.2. Главный мотив к поиску нового места работы  — поиск более высокооплачиваемой работы.  [для проверки использовался вопросы №6, №8 и №9]

1.10.3. Главный канал трудовой мобильности молодежи  — высшее образование.  [для проверки использовался вопросы №10 и №11]

1.10.4. Получение высшего образования напрямую зависит от материального положения семьи и от наличия высшего образования у родителей.  [для проверки использовался вопросы №12 и №13]

1.10.5. Большинство молодежи хотят подняться по социальной лестнице за счет карьеры (трудовой деятельности).  [для проверки использовался вопросы  №14 и №15]

1.10.6. С помощью карьеры изменить свое социальное положение собираются в основном мужчины.  [для проверки использовался вопросы №1 и №15]

1.10.7. Главная мотивация к улучшению своего социального положения  — повысить свои финансовые доходы.  [для проверки использовался вопрос №17]

1.10.8. Одна из особенностей трудовой мобильности молодежи: быстрая смена видов профессиональной деятельности.  [для проверки использовался вопрос №16]

1.10.9. Мотив к смене социального статуса напрямую связан с главными жизненными позициями, установками и интересами человека.  [для проверки использовался вопросы №17 и №19]