Основные понятия кинодраматургии на примере сериала "День за днем", страница 2

Мелодра́ма — «жанр кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.» [1]

Мелодраматические  сериалы стали постоянной составляющей сетки современного телевещания. Людям всегда интересно наблюдать за ситуациями, любовными перипетиями других людей и различными ситуациями, с которыми те сталкиваются. Особенно такой интерес усиливается в последнее время, когда зритель устал от засилья детективов, от криминальных разборок на телеэкранах. Телевизионная повесть с элементами мелодрамы представляет более цельное произведение, несущее определенную идею.

1.2.  Создание сериала «День за днем»

Телевизионная повесть «День за днем» была поставлена по сценарию писателя Михаила Анчарова режиссером Всеволодом Шиловским на Центральном телевидении в 1971-1972 годах. [5] . Секрет большого зрительского успеха сериала заключался в первую очередь в том, что авторы прекрасно представляли разницу зрителя кино и телезрителя. «…зритель, который садится к телевизору, … это другой зритель, с ним другой разговор, другой темп разговора, другая проблематика, другая трактовка даже той же самой проблематики, другая речь ….» [ 4 ]    

«Секрет популярности телесериала вообще — это его протяженность как произведения в реальном времени, в пределе этому произведению не предвидится конца». [4] Умберто Эко характеризует это произведение так, оно «определяется доступностью «для различных привнесений, конкретных творческих дополнений, a priori включая их в игру той структурной витальности, которой произведение обладает, даже не будучи законченным, и которая кажется действенной и убедительной даже с учетом самых разных развязок» [14, 60], [4].

Герои сериала объединены одним пространством – коммунальной квартирой. В ней живут люди разных профессий и разного социального статуса, разного возраста. Это члены двух обыкновенных семей: Якушевых и Баныкиных. Они живут рядом, их отношения становятся почти родственными: они переживают друг за друга, принимают участие в решении житейских проблем друг друга. В каждой последующей серии зритель знакомится с новым фрагментом судьбы героя, появлением нового конфликта и его решением во взаимоотношениях с соседями и другими людьми. В то же время действие выходит и за пределы квартиры. Конфликты и события продолжаются на рабочих местах героев, на улице, во взаимодействии с внешним миром. Главные герои сериала следующие: художник Константин Якушев (Юрий Горобец), его жена Женя (Нина Попова), пожилая соседка – тетя Паша (Нина Сазонова), сосед-пенсионер дядя Юра  (Алексей Грибов), Виктор Баныкин (Вячеслав Невинный) и др.

Глава 2. Использование основных драматургических понятий в создании синопсиса потенциального сериала в жанре телеповести с элементами мелодрамы

2.1. Основные драматургические понятия сериала «День за днем»

Жанр - телевизионная повесть с элементами мелодрамы.

Тема – Ответственность человека за свои поступки.

Идея – Все люди на Земле – соседи.

Сериал представляет собой горизонтальный сериал, то есть, ведется последовательное повествование с развитием отношений между героями. Но в то же время сериал несет в себе и элементы вертикального сериала, поскольку в каждой серии представлен отдельный сюжет, в котором возникает конфликт и дальше происходит его разрешение.

Персонажи в сериале воплощают типажи своего времени, - это с одной стороны, энтузиасты, благородные, неравнодушные люди, готовые идти на жертвы ради других,  и, с другой стороны – приспособленцы, беспринципные люди, циники. То есть, персонажи представлены с определенными знаками: положительные и отрицательные. Между ними возникают конфликтные ситуации, в  которых каждый отстаивает свое мировоззрение, в результате каждый приходит к какому-то выводу,  а зритель, наблюдая этот конфликт, может делать выводы для себя.