Социально-оценочная метафора в современном газетном тексте, страница 2

Обратимся к языковым и художественным метафорам. Языковые часто употребляются в речи и потому их метафоричность стёрта, то есть мы не осознаём, что это метафоры (напр.: «глубокий кризис», «строгая экономия»). Языковая метафора носит системный характер, она объективна, анонимна и воспроизводима. В отличие от неё художественная метафора внесистемна, субъективна, уникальна, отражает индивидуальный взгляд на мир. Индивидуально-авторские метафоры настолько ярки и непосредственны, что в газетном тексте они сразу привлекают внимание аудитории. Их легко обнаружить в медиатексте поскольку для создания образа в них используются порой противоречивые, нелогичные, красочные понятия.

Художественная метафора — это своего рода картина художника-абстракциониста, которую зритель (в нашем случае читатель) должен разгадать. К примеру: «Почему понадобились эти финансовые вливания в котёл парламентского общепита?» [Новая газета, 6.03.2017] Автора статьи возмущает то, что из государственного бюджета большие деньги выделяются на кафе в здании парламента, в то время как школьные столовые находятся в откровенно печальном состоянии. Назвав парламентское кафе разговорно-сниженным словом «общепит», а также сравнив спонсирование данного места с вливанием денег в котёл, журналист показал читателю, что негативно относится к сложившейся ситуации.

Помимо языковой и художественной метафоры Г. Н. Скляревская выделяет в отдельную группу «генетическую» метафору. Такие метафоры появились в далёком прошлом и в настоящее время потеряли всякую образность («нос корабля, ножка стула, часы идут»). Их возникновение обусловлено одной из функций метафоры, а именно: «пополнение недостатка слов для обозначения новопоявившихся понятий».

Перейдем непосредственно к метафорам СМИ. Значительное влияние на метафору в СМИ оказали жаргон, просторечия, неологизмы, профессионализмы. Также как различные сферы общественной жизни влияют на язык прессы, так и язык прессы влияет на метафору и формирует её особенности. Современные СМИ очень агрессивны, их главная цель — борьба за идею и за читателя. Перед журналистом стоит задача убедить в своей правоте читателя, и опровергнуть иную, неприемлемую для авторского мировоззрения позицию. Поэтому в метафоре реализуются две функции: информационная и воздействующая, в коих и заключается специфика публицистики. Обе функции объединяет социальная оценочность. Метафора социальна. Любая метафора в СМИ отражает актуальные общественные явления, политическую, экономическую, культурную ситуацию в стране. Наиболее частотна социально-оценочная метафора в текстах, освящающих политические и экономические события. На это обращал внимание и Г. Я. Солганик, отводя особую роль политической метафоре в СМИ.

Метафора, будучи социальной, способна хранить в себе дух эпохи. Она исторична и национальна. Каждому периоду времени характерна конкретная метафорическая тема. Современные исследователи считают, что в СМИ 21 века наиболее распространены метафорические темы войны, болезни, воды и животного мира. Так метафора отражает картину мира в общественном сознании. Исходя из вышеперечисленных тем, можно сделать вывод, что большая часть метафор выражают негативную оценку. Это связано с тем, что в прессе на первый план выдвигаются проблемы и недостатки государственного устройства.

И. Н. Тупицина и Е. Ю. Скороходова[1] также обращают внимание на то, что метафора сама по себе многогранна и полисемантична, но в публицистическом тексте она приобретает «значительную семантическую определённость». Причина тому заключена в специфике газеты, которая рассчитана на широкий круг читателей, а для этого языковые средства СМИ должны быть понятны и легко доступны массам. Чтобы не оказаться в плену стандартных, клишированных фраз, журналист стремится разнообразить тематику метафор, а также сделать их яркими и запоминающимися.

Г. Я. Солганик[1] указывает, что «специфика газетно-политической метафоры проявляется в источниках метафоризации, в механизме и сущности (направлении) трансформации семантики лексической единицы, в характере функционирования и в стилистическом облике, качестве метафоры». С его точки зрения основными источниками метафоризации в прессе являются: военная тематика, лексика театра и спорт.