Социально-оценочная метафора в современном газетном тексте

Страницы работы

Содержание работы

Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологии и Дизайна»

Институт: Высшая школа печати и медиатехнологий

Кафедра: Книгоиздания и книжной торговли (КИ и КТ)

Специальность: Издательское дело

Форма обучения: Очная

                           КУРСОВАЯ   РАБОТА 

Дисциплина: Практическая и функциональная стилистика русского языка

Тема: Социально-оценочная метафора в современном газетном тексте

Выполнила:

Студент группы   2-ГИДА-5      _________    

(подпись)                                        (Ф.И.О.)

Руководитель:

Кандидат филологических наук, доцент

(уч.степень, звание)                         

                __________ 

(Ф.И.О.)                                                   (подпись)                                           

Дата защиты работы ____________

Оценка _________________________

Санкт-Петербург

2017

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------- 3

Глава 1. Язык современных СМИ--------------------------------------------------- 5

§1. Особенности языка СМИ------------------------------------------------------ 5

§2. Средства выражения оценки в СМИ---------------------------------------- 9

Глава 2. Социально-оценочная метафора--------------------------------------- 16

в современных СМИ----------------------------------------------------------------- 16

§1. Особенности метафоры в СМИ--------------------------------------------- 16

§2. Метафорические поля в современных СМИ----------------------------- 20

Заключение---------------------------------------------------------------------------- 28

Список использованных источников---------------------------------------------- 29

Приложение--------------------------------------------------------------------------- 32

Глава 2. Социально-оценочная метафора

 в современных СМИ

§1. Особенности метафоры в СМИ

Как было определено в предыдущей главе, одной из основополагающих сторон газетно-публицистического стиля является оценочность. Реализуется данная функция прежде всего через метафору.

Для начала дадим ей определение.

Метафора была известна еще в древности, и первым ей дал определение Аристотель: «Метафора — перенесение слова с изменением значения из рода в вид, из вида в род, или из вида в вид, или по аналогии»[1]. Тогда она понималась исключительно как средство создания художественного образа, как нечто эстетическое; к ней относились как к «некоторому дополнительному механизму языка, но не как к его основной форме». Только в 20 веке ученые заинтересовались феноменом метафоры и стали изучать ее досконально[1].

Один из первых ее исследователей, американский логик и философ Макс Блэк, определил структуру метафоры, придумав для этого термины «фокус» и «рама»[1]. Рассмотрим его теорию на примере метафоры «призрак популизма бродит по Европе» [СПб ведомости, 23.03.2017]. «Фокусом», то есть тем, что употреблено метафорически, является образ бродящего призрака, «рамкой» — то, что используется в буквальном смысле: Европа и популизм. В любой метафоре есть «фокус» и «рама».

Итак, по словарю Ожегова, метафора — это «вид тропа, скрытое, образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому (напр., чаша бытия), а также вообще образное сравнение в разных видах искусств. В лингвистике: переносное употребление слова». С точки зрения Б. Н. Томашевского[1], от сравнения метафора отличается тем, что: «В сравнении назван и самый предмет, и основание сравнения. В метафоре ничего этого нет. Требуется, чтобы читатель сам догадался, о чём идет речь и почему привычное слово замещено другим, в необычном значении. Таким образом, метафора требует большей работы мысли и воображения». Именно способность метафоры нести в себе скрытую оценку так привлекает журналистов. Она позволяет ненавязчиво, из-под завесы некоего образа воздействовать на читателя.

Метафора — очень сложное языковое явление, она и по сей день служит предметом научных дискуссий. До сих пор не существует единой классификации метафор, однако все исследователи выделяют два её типа: языковую и художественную (индивидуально-авторскую). Но и тут есть место спорам: одни авторы считают, что языковая и художественная метафоры противопоставлены друг другу (Г. Н. Скляревская, Б. А. Ларин), другие, что они — единое целое (Григорьев).

Похожие материалы

Информация о работе