Особенности речевого развития детей билингвов, страница 8

Выстраивая работу с детьми-билингвами, педагог должен тщательно отбирать речевые образцы (в соответствии с возрастом, интересом, степенью активности детей и так далее). Таким образом, методику организации занятий следует реализовывать посредством создания ситуаций, которые стимулируют инициативную речь: через ответные реплики в диалоге с опорой на высказывание собеседника; путем мотивированного выстраивания самостоятельных высказываний в игровом общении: от двухсловных предложений до рассказа-монолога; посредством усвоения традиционных формул общения [13].

Переход к ФГОС ДО способствовал определению цели, содержания и организации образовательного процесса. Организация деятельности логопеда с детьми-билингвами, уделение особого внимания их воспитанию и социализации в этих условиях требуют более расширенного подхода в осуществлении выбора форм и методов работы.

А.А. Ильясова полагает, что является важным тот факт, чтобы речь на втором языке не была просто говорением, ради говорения, а была включена в игровой контекст. У детей нет потребности говорить на иностранном языке, но привнесение в их жизнь игр, сказочных героев, которые могут говорить только на иностранном языке, является психологическим оправданием перехода на другой язык [11].

И.В. Борисенко поддерживает точку зрения А.А. Ильясовой и отмечает, что дошкольники усваивают второй язык часто «играя» (то есть без формальных действий). Особенности произношения и интонации вызывают у детей наименьшее количество трудностей, так что они уже через короткое время едва ли различаются по этим показателям с говорящими на данном языке как на первом (родном) [5].

Солидарна с мнениями авторов и С.А. Алиева, которая считает, что в процессе проведения специальных дидактических игр происходит углубление полученных на занятиях знаний, повышается интерес дошкольников к языку, а вследствие этого и к получению различной учебной информации.

Каждому ребенку присуще возможность активного включения в деятельность, выбор нетрудных заданий, расширение собственного кругозора. Это выступает в качестве важного фактора для формирования познавательной активности, положительной мотивации обучения, повышения самооценки, преодоления ненужной застенчивости, робости, стеснительности.

Помимо этого, совместная игровая и познавательная деятельность содействует усилению сплочения детского коллектива, воспитания таких черт личности, как взаимовыручка, стремление оказать помощь товарищам, умение радоваться не только своим успехам, но и достижениям других. Все это выступает в качестве одного из необходимых условий для формирования гармонично развитой личности [2].

Организация образовательного процесса должна принимать во внимание неповторимость дошкольного детства ребенка как периода, когда происходит процесс формирования физического и психического здоровья, реализуется развитие личности. Важными являются стиль взаимодействия с ним взрослого, оценка взрослым поступков ребенка. Любые формы давления, агрессии являются губительными для детей, у которых отсутствует достаточный опыт и способности подвергнуть критике поведение взрослого. Быть успешным и счастливым ребенок может только при помощи  постоянной поддержки взрослого, при условии его положительного воздействия на ребенка. Однако каким бы грамотным не являлся учебный процесс, не получится реализовать поставленную цель без постоянного взаимодействия с семьями воспитанников. Необходима слаженность  системы воспитательно-образовательных воздействий на ребенка. Как известно, семья влияет на формирование у ребенка нравственно – положительного потенциала. В семье создается речевая среда, формируется характер, закладываются первоначальные жизненные позиции.

ФГОС ДО ориентирует на взаимодействие с родителями, которые выступают в качестве активных участников образовательного процесса. По мнению Т.В. Крылеповой, должно отдаваться предпочтение использованию определенной системы работы для логопеда и родителей по осуществлению коррекционно-воспитательных задач. Необходимо способствовать формированию у родителей мотивации к осуществлению коррекционной работы. Для осуществления коррекционно-образовательных задач параллельно с обучением ребенка второму языку, целесообразным является выполнение следующих задач [14]: