Определение необходимой максимальной мощности двигателя, обеспечивающего максимальную скорость движения полностью груженного грузовика на горизонтальной асфальтированной дороге (N max), страница 2

Рассчитывают величины эффективной мощности  Ne и крутящего момента Te в зависимости от частоты вращения двигателя ne , при полном открытии дроссельной заслонки или полной подаче топлива, по уравнениям:

Интервалы отношений  – берем равными 0,2; 0,4; 0,6; 0,8; 0,9.

Определяем максимальную устойчивую частоту вращения двигателя при полной нагрузке:

nmin= 0,2 * nN  об/мин, до частоты при максимальной мощности nN

nmin=0,2*3200=640 об/мин.

Ne= 83,06[ 1(0,2) +1(0,2)2 – 1(0,2)3]=19,27 кВт,

Te= 9550 * 19,27/640 = 287,5 Нм.

Аналогично определяем значение мощности Ne и крутящего момента Te для других значений оборотов коленчатого вала двигателя. Результаты работы заносим в таблицу 2. 

Таблица 2 Расчет внешней скоростной характеристики

ne, об/мин

640

1280

1920

2560

2880

Ne, кВт

19,27

41,2

61,8

77,07

81,48

Te, Нм

287,5

307,4

307,4

287,5

270,2

По данным таблицы 2 строим внешнюю скоростную характеристику двигателя (рис.1)

4.3 Определение передаточного числа главной передачи

Передаточное число главной передачи ведущего моста Uгп определяем по формуле:

Uгп= 0,377*, где Uкв – передаточной число высшей передачи коробки передач. Принимаем Uкв = 1.

Vmax – максимальная скорость автомобиля,  км/ч.

Uгп = 0,377 *

4.4 Определение передаточных чисел коробки передач

Передаточные числа в коробке должны, обеспечивать автомобилю способность преодолевать заданное максимальное сопротивление дороги Y1max ,  а так же достаточную динамику разгона при оптимальном использований мощности двигателя.

Это выполняется при условии: 

где PTmax – максимальная сила тяги, Н

Pдmax – максимальная сила сопротивления дороги, Н

Из этого условия определяем:

где Тмах – максимальный крутящий момент, Нм;

Uк1 =

Полученное значение Uk1 проверяем по условию буксования:      

где Pсц – сила сцепления колес с дорогой, Н

Из этого условия определяем:

Gсц = R2

R2 − реакция на ведущих колесах определяется с учетом перераспределения силы тяжести автомобиля:

R2 = Ga * m2,      

m2 - коэффициент перераспределения нагрузки задних колес. m2 = 1,1…1,2

R2 = Ma2 * g * m2 = 5590 * 9,81 * 1,1 = 60321,7 H

𝜑 – коэффициент сцепления колес с дорогой, принимаем 𝜑=0,7

Uk1=

Принимаем меньшее значение Uk1 = 7,26

Передаточные числа промежуточных передач определяем по уравнению:

   где n - число передач в коробке, не считая заднего хода;

x - номер определяемой передачи.

Uk2 = = 3,73

Uk3 =   = 1,93

Uk4 = 1

5.  Анализ тяговых качеств

5.1 Силовой баланс автомобиля

По методу академика А. Е. Чудакова силовой баланс строят, зная тяговую характеристику автомобиля и силы сопротивления дороги и воздуха.

Уравнение силового баланса имеет вид:

PT = PД + PВ + PU.

Тяговую силу на ведущих колесах автомобиля определяют по выражению:

PT = ,  H

Зная значение крутящего момента при минимальных оборотах коленчатого вала (см.табл.2) двигателя, можно определить значение силы тяги на первой передаче:

PT1 ==22145,85 Н

Аналогично определяем значение силы тяги PT для других значений оборотов коленчатого вала двигателя и включенной передачи в коробке передач. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.

Скорость грузовика на каждой передачи определяем по формуле:

Va= 0.377*  км/ч

Va1 = 0.377*= 2,75 км/ч

Аналогично определяем значение скорости грузовика для других значений оборотов коленчатого вала двигателя и включенной передачи в коробке передач. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.

Таблица 3 – Тяговая сила на ведущих колесах.