Технологии проблемного обучения (преимущества и недостатки) при применении их на уроках в начальной школе, страница 8

По данным таблицы 5 построим диаграмму (рис. 2)

Кол-во уч-ся в %

Рис. 2 Уровень  вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса

Проанализировав диаграмму  рис . 2) , мы наблюдаем, что количество учащихся, имеющих двойку - три человека, тройку имеют 7 человек. Четверки имеют только 6 воспитанников, пятерки – 5 воспитанников. Таким образом, мы наблюдаем , что уровень вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса несколько больше, чем в 4 «а» классе. 

Проведенный анализ позволил спланировать дальнейшую работу. В экспериментальном классе мы учли, что некоторые учащиеся не совсем хорошо усвоили нужный материал. Поэтому в начале каждого урока давались задания на активизацию ранее купленных знаний. 

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что: 

1) классы примерно равны по возрастным показателям и уровню совершенствования; 

2) дети быстрее решают письменно, чем устно; 

3) у учащихся недостаточно развиты устные вычислительные навыки. 

На основе констатирующего эксперимента выяснилось, что нужна работа, направленная на формирование устных вычислительных навыков.

С целью повышения умения уровня вычислительных навыков учащихся мы решили применять включение в урок проблемных ситуаций.

2.2. Организация уроков математики с использованием проблемных ситуаций

Анализ научной литературы, проведенный в первой главе данной работы, показал, что творение проблемных ситуаций в учебном процессе является эффективным средством формирования познавательной мотивации школьников. На уроке мы  создавали  следующие проблемные ситуации: 

– проблемные задачи с недостающими, большими, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; 

– поиск  выхода   из проблемы (способа, приема,  правила решения); 

– разные точки зрения на один и тот же вопрос; 

– противоречия практической деятельности. 

Пути, которыми мы пытались привести воспитанников к проблемной ситуации:

– побуждающий диалог – это «экскаватор», который «выкапывает» проблему, вопрос, проблема, т. е. помогает формулировать учебную задачу;

– подводящий диалог:  логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив»,  идущий к новому знанию, способу действия; 

– применение мотивирующих приёмов: «яркое пятно» – сообщение интригующего материала,  “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся. Главными условиями использования проблемных ситуаций являются:

Со стороны учащихся:

– новая тема («открытие» новых знаний);

– умение учащихся применять ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

– умение определить область «незнания» в новой задаче;

– энергичная поисковая деятельность.

Со стороны учителя:

– умение планировать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;

– формулировать появившуюся проблемную ситуацию путем указания воспитанникам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности пояснить им те или другие продемонстрированные факты.

Покажем это на примере фрагмента урока математики в 4 классе.

Цели урока: установить соотношения между штуками измерения массы; расширить у детей понятие об измерении  массы; формировать умение преобразовывать большее   в меньшее  и наоборот; создать на уроке проблемную ситуацию.

На этапе актуализации знаний учащимся предлагалось выполнить задания на преобразование общеизвестных единиц измерения  массы. В этом задании, учащиеся натолкнулись на что - то новое непонятное, появилась проблема, которую нужно было преодолеть. 

Учащимся было дано задание: вырази в более мелких единицах измерения: 

15 м 30 см  =

6дм 7 см =

8 км 400 м =

4 см 5 мм

3ц 45 кг =

7 кг 250 г =

6 т 30 кг

9т 5 ц =

Перед нами стояла задача создать проблемную ситуацию, при решении которой школьники обнаружат неизвестное. В данном примере новое - центнер и тонна - и способ их преобразования в более мелкие единицы  измерения массы.