Технологии проблемного обучения (преимущества и недостатки) при применении их на уроках в начальной школе, страница 3

- необходимость выполнения такого действия, при котором появляется  познавательная потребность в новом способе или условии действия; 

- вероятности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии нового [9, с. 82]. 

С. И. Волкова в статье, опубликованной в журнале  «Начальная школа» пишет: «В качестве дидактического средства, которое обеспечивает совершенствование мышления учащихся в процессе обучения , выступают учебные задания. Если учебное задание  создает  проблемную ситуацию максимально, такое задание именуют проблемным» [2, с. 12]. 

Однако, в некоторых случаях, учащимся задают такие задания, которые с одной стороны,  для учащихся - интеллектуальные проблемы, но они не являются проблемными, потому что не выдают проблемной ситуации. 

Очевидно, что понятие «проблемная ситуация» нужно рассматривать только, применяя  личностный подход к воспитаннику.  Если воспитанник не понимает задания, если он не может выполнить мыслительные операции, то это задание не является для него проблемным. Оно не является проблемным и тогда,  когда воспитанник  без труда справился с заданием, применяя общеизвестные ему знания и умения. Таким образом, целью проблемного задания является совершенствование мышления учащегося.  Использование приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) -  нужное условие выполнения проблемных заданий. Проблемное задание на этом этапе разрешает повторить ранее усвоенные знания и навыки . Выполняя мотивационную функцию, оно подготавливает воспитанника к усвоению нового материала, даёт проблему, решив которую, учащийся приобретает новое знание. 

На всех этапах процесса обучения могут создаваться проблемные ситуации: при пояснении, закреплении, контроле. В проблемном обучении требуется определенная последовательность проблемных ситуаций. Именно поэтому в процессе проблемного обучения ставятся задачи на нескольких уровнях проблемности. Уровни проблемности отличают степень обобщенности задачи, которую предъявляет учащимся педагог для решения, и степень помощи учителя в решении проблемного задания. 

Н Ф. Талызина отмечает, что педагог, создавая  проблемную ситуацию, организует поиск решения, направляет учащихся в безошибочное русло. 

Таким образом, воспитанник ставится  в позицию субъекта обучения. В итоге у него появляются новые знания, навыки, умения. Очевидно, что проблема организации проблемного обучения состоит в том, что создание  проблемной ситуации требует от учителя использование дифференцированного собственного подхода [16 , с . 36].

Итак, технология проблемного обучения,  используемая через систему решения проблемных ситуаций, способствует совершенствованию познавательной деятельности.

Для реализации проблемной технологии нужны: 

- отбор самых актуальных задач; 

- определение особенностей проблемного воспитания в разных типах  учебной деятельности; 

- построение оптимальной системы проблемного обучения, учебных и методических пособий и рекомендаций; 

- личностный подход и мастерство учителя, способность вызывать энергичную познавательную деятельность [14, с. 82]. 

Формулирование проблемы на всеобщем фоне  завершает проблемную ситуацию. Проблема концентрируется в проблемном вопросе. Если вопрос задан некорректно, то он может уничтожить формирующийся интерес к исследованию безызвестного факта или явления. Как было указано ранее, это бывает тогда, когда вопрос очень сложный и воспитанники, понимая, что они не смогут решить эту проблему, утрачивают интерес к ее решению. Также учащиеся утрачивают  интерес к решению проблемного задания в том случае, если вопрос слишком легок.