Конфессиональные особенности толкования Евангелий: протестанты, католики, православные, страница 3

Энциклика «Providentissimus Deus» утверждает: для того чтобы перейти к определённому методу толкования Священного Писания, учащемуся сперва нужно прослушать солидный курс введения в Библию. «Толкование библейского текста не должно быть направлено против смысла, установленного церковью или удостоверенного единодушным согласием отцов церкви» (Библия в Церкви с.64). Католическим учёным разрешается заниматься частным исследованием, в особенности исследовании трудных мест Библии. При истолковании таких трудных мест нужно обязательно держаться согласия с верой, т.е. нельзя приходить к такому пониманию смысла текста, которое бы находилось в прямом или формальном противоречии с церковными догматами. Когда евангелист описывал материальный мир, у него не было намерения научить естественным наукам, ведь, прежде всего цель написания Евангелия – сообщение Слова Божьего людям. Возможно, что такие принципы можно применить в отношении истории.

Энциклика  «Divino Aflante Spiritu» в действительности дополняет многие положения энциклики папы Льва XIII. Если энциклика «Providentissimus Deus» позволяет изучать текст Библии, энциклика папы Пия XII предписывает им объяснять первоначальные тексты, с которых следует делать новые переводы. Также «Divino Aflante Spiritu» выдвигает на первый план такие вопросы, как связь между духовным и буквальным смыслом Священного Писания, обязательно учитывать единодушное согласие отцов церкви и толкования исторических фактов с точки зрения литературных форм. Она придаёт огромную важность текстологии.

В первую очередь экзегета должен интересовать буквальный смысл Библии, но должна быть тщательно изложена также и богословская доктрина (вера и этика) отдельных книг и текстов. Экзегету нужно изучать отцов церкви, искать и разъяснять духовный смысл, при условии что он, несомненно, подразумевается Богом. Для совершенного понимания манеры древнего письма необходимо обращаться к истории, археологии и другим подобным дисциплинам, нельзя пренебречь изучением литературных форм без ущерба для католической экзегезы. Энциклика «Divino Aflante Spiritu» дала католическому учёному разумный и честный способ решения сложных исторических вопросов, заключённых в Библии. Эта энциклика побуждает католических экзегетов браться за решение трудных вопросов, на которые и в настоящее время не даны ответы, и приходить к решению с полным согласием учения церкви, равно как и в соответствии с бесспорными выводами светских учёных. «Пий XII утверждает, что существует очень мало текстов, смысл которых был установлен властью церкви или в учении, о которых отцы церкви проявляют полное единодушие» (Библия в Церкви с.65). Данное утверждение направленно против такого очень распространённого заблуждения, суть которого в том, что католики не свободны в толковании Священного Писания.

1.4 Понтификальная библейская комиссия

Эта комиссия была учреждена 30 октября 1902 года папой Львом XIII. В качестве продолжения важной энциклики «Providentissimus Deus» папой Львом XIII и была учреждена эта Понтификальная библейская комиссия, с целью предоставления новых средств, для защиты библейской истины от ложных толкований. Мы не будем на ней долго останавливаться, а познакомимся только с её некоторыми документами. Перед членами этой комиссии были поставлены определённые задачи:

1.  Хорошо разбираться в библейской филологии и восточных языках, с тем, чтобы опровергать ложные толкования и защитить библейскую истину.

2.  «Поддерживать авторитет Священного Писания, истинный смыл которого нельзя раскрыть с помощью одного лишь внешнего аппарата, так как истинный смысл постигается верой внутри церкви» (Библия в церкви с. 66)

3.  Принимать в расчёт базовые принципы веры, католическую доктрину и полемике не переступать нравственных границ.

«Sancta Mater Ecclesia» - документ об историчности Евангелий изданный в1964 году. Основные положения этого постановления перешли в документ «Dei Verbum», принятый на II Ватиканском соборе. «Sancta Mater Ecclesia» был издан с целью должным образом оценить толкование Евангелий.