Конфессиональные особенности толкования Евангелий: протестанты, католики, православные, страница 11

При таком наследии прошлого в середине XIX века началось изучение книг Ветхого и Нового Завета на богословском факультете Афинского университета, оно строилось, насколько это было возможно, на методах, использовавшихся в исследованиях Библии в западных университетах» (Библия в Церкви с.134). Людям Библия оставалась неизвестной. Такая попытка Афинского университета воскресить научное изучение Библии при такой ситуации оказалось тщетной. Изучение Библии поддерживалось отдельными лицами или определёнными кругами, прежде всего, монастырскими.

3.3 Отношение Православия к отцам Церкви

Как известно, святые отцы придавали большое значение изучению Священного Писания.

«Прежде всего, святые отцы настаивают на том, что постоянное чтение Св. Писания совершенно необходимо для всех христиан, поскольку подлинное благочестие может существовать и крепнуть лишь в том случае, если беспрестанно питает себя хлебом вдохновенного Слова. Патристические произведения – особенно проповеди, читаемые верующими в церкви, -  призывают с неослабным усердием читать священный текст» (Библия в Церкви с.16).

Отцы Церкви считают, что чтение Библии обязательно для каждого христианина, который желает жить в благочестии.

«Основная часть сочинений отцов церкви состоит из различного рода толкований библейских текстов. Поскольку отцы церкви обычно были пастырями, они полагали своим долгом преломить хлеб Слова для своей паствы и всех своих современников. Опираясь на Св. Писание, а также на свои светские знания и личный опыт, они наставляли верующих и помогали им постигать смысл божественного откровения. Их проповеди – существенную часть патристических трудов составляют проповеди, читаемые верующим в церкви, - это главным образом гомилии, т.е. гомилетические толкования библейских перикоп и книг. Ибо не существовало двух различных библейских экзегез – одной для богословов и другой для верующих. Вместе с тем их труды по догматике или апологетике были не в меньшей степени связаны с экзегезой библейских текстов. Лишь только в наше время проводится строгое различие между экзегезой и богословием; протестантская sola Scriptura неизбежно привела к этому. Однако для святых отцов не существовало подобного различия. Они не допускали и мысли о том, что богословское утверждение можно сформулировать без обращения к Библии» (Библия в Церкви с.18).

Цель экзегезы состоит в раскрытии буквального смысла текста Библии, который вложен самим автором. Отцы Церкви рекомендуют нам не ограничиваться данным принципом. При толковании библейского отрывка они прилагают усилия к тому, чтобы объяснить и установить правильный смысл (который подразумевает сам автор).

«Пытаясь чётко установить исторический или буквальный смысл библейских текстов, прочную основу для всех прочих смыслов <…> патристические экзегеты ставили своей целью со строжайшей точностью распознать то, что Святой Дух открывает церкви через священный текст. И само это умение распознавать они считали даром Святого Духа» (Библия в Церкви с.24).

3.4 Отношение к научной библеистике

Чтобы объяснить то, как Православная Церковь относится к научной экзегетике, нужно сказать то, что такая Церковь никогда чётко не определяла своей позиции в отношении данного вопроса. Не существует такого документа, который бы установил строгое отношение к данному методу толкования Библии, как например документ Папской библейской комиссии «Толкование Библии в Церкви», так как не существует ничего равного этому органу, который издал этот документ. В соответствии с православной традицией, подобное можно осуществить только на уровне Вселенского Собора. Но, к сожалению, так называемый «принцип автокефалии» и изолированная история существования православных церквей исключает возможность осуществления данной идеи.

Однако стоит признать, что в православной традиции имеется ясное понимание научного изучения Библии как исследования, которое возможно только внутри Церкви. Но эта православная традиция принимает различные формы, отражая историю раздельного существования православных государств.