Конфессиональные особенности толкования Евангелий: протестанты, католики, православные, страница 13

3.6 Суть православной экзегетики

Суть православной экзегетики можно изложить в трёх тезисах:

1.  «Православное богословие проводит различие между истиною, которая есть сам Бог, как она была явлена во Христе, который «обитал с нами» (Ин 1:14), и записью спасительной истины в книгах Св. Писания. Это различие между записью и истиной неизбежно включает в себя, по мнению Т. Стилианопулоса, следующие важные моменты:

«Во-первых, оно защищает тайну Бога от отождествления её с буквами Писания. Во-вторых, оно позволяет свободно видеть в Библии опыт многих людей в общении с Богом <…> оно позволяет динамически связать Слово Божие. В-третьих, оно предполагает, что Православная Церковь высоко чтит и другие формы фиксации опыта встречи с Богом, - такие, как сочинения отцов церкви, литургические формы и тексты, решения Вселенских соборов.<…> признание динамического характера отношений между буквой и духом обращает в ничто доктринальный библейский фундаментализм как богословскую позицию, предохраняя тем самым православную христианскую жизнь от языческого почитания текста Писания (библиолатрии). <…> Хотя Православная церковь признаёт прочие формы записи божественного опыта Бога» (Библия в Церкви с.149)

2.  В Православной церкви, Преданием называют то, что обладает значением, которого неправославные богословы совершенно не понимают, и представляется им неверным. Оно является «жизненным опытом» Священного Писания. Предание и есть жизнь, восприятие и передача сокровища веры.

3.  Толкование Священного Писания, было задачей всей Церкви, а не отдельного человека, работающего на самого себя. Но индивидуальные попытки толкования Библии ценны, пока они основываются на фундаментальных убеждениях.

«В последние годы в греческом богословии, где по-прежнему сильны схоластические тенденции, подули новые веяния, источником которых была русская богословская мысль, развивавшаяся в Свято-Сергиевском институте в Париже. Действительно, издание сочинений св. Григория Паламы весьма уважаемым, ныне покойным о. Иоанном Мейендорфом дало толчок к подобной работе в Фессалониках, что объясняется политическими причинами. <…> В 1959 году в Греции закончилась гражданская война, и с тех пор как официально, так и на деле наша страна стала стремительно сближаться с Западом в военной, экономической и политической сферах. Не случайно, что сторонники богословского течения, возникшего как раз после гражданской войны, сосредоточили внимание не только на экстазе и обожении, но тоже в значительной степени на враждебных отношениях между Востоком и Западом, православием и западной ересью.» (Библия в Церкви с.145-146).

Заключение

Таким образом, мы разобрались в основных конфессиональных особенностях толкования Священного Писания, а именно в католической, протестантской и православной экзегетике. Мы убедились, насколько сильно отличаются подходы и отношение к Библии представителей основных христианских конфессий. У всех есть свои положительные факторы, есть и отрицательные. Как в любом трудном деле человек пользуется помощью более опытного, так и мы должны при преступлении к толкованию Библии обращаться к более опытным людям (отцам Церкви, профессиональным библеистам и прочим компетентным в этом отношении людям). Вряд ли протестанты были правы, что когда-то отказались от святоотеческой экзегетики. Не правы и католики, когда доверяли исключительно церковной власти в трактовке Евангелий, несмотря на то, что эта власть везде понималась по-разному, и только потом, со временем под влиянием Протестантизма стали пользоваться их методами толкования Библии. Не правы и православные, что под предлогом «духовности» или «традиции» не стали пользоваться западными методами толкования Библии. Все эти христианские конфессии порой часто впадали в крайности экзегетики, что и является их общей ошибкой. Слово Божие святые апостолы проповедовали для всех, а не только для иудеев, значит и Библия для всех, значит и правильно понимать её нужно всем. Но не стоит впадать в крайности при толковании Священного Писания, ни в крайность научной критики, ни в крайность святоотеческой экзегетики.

«…заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22, 29)