Автомобильный рынок Японии, страница 2

·  29% транспорта,

·  35-38% продукции, производимой другими предприятиями машиностроительной отрасли[1].

Серьезное влияние на тенденции развития оказала также катастрофа на АЭС Фукусима-2 и закрытие атомных электростанций. Это создало дефицит энергии, более того, после поставок в Японию газ стоит в 7 раз дороже, чем на мировом рынке, это не способствует удешевлению и повышению конкурентоспособности продукции. Это вынуждает как государство, так и предпринимателей искать новые способы ведения бизнеса, все более и более втягиваясь в европейские методы. Тем не менее, во всем мире японская продукция автомобилестроения очень ценится благодаря высочайшему качеству, которое обеспечивается благодаря нескольким составляющим: высокий технический и технологический уровень производства, особенности организации рабочего процесса и рабочей силы (здесь Япония уникальна, даже несмотря на все большую степень европеизации)[2].


2 Динамика развития японского автомобилестроения. Основные тенденции.

Японское автомобилестроение представлено крупными концернами, многие из которых имеют производство за границей. Самые крупные из них представлены в таблице 1.

Таблица 1. Наиболее крупные компании Японии по автомобильному рынку

Автомобилестроение

«Тойота» (8 млн. авто в год),

«Ниссан» (2,6 млн. авто в год),

«Мазда»(4,5 млн. авто в год),

«Хонда» (2 млн. авто в год)

Источник: Собственная разработка.

Конец XX века стал для Японской автомобильной промышленности не очень удачным. 1990 – 2015 годы, по меткому выражению СМИ, стали «потерянным десятилетием»[3]. Его удалось преодолеть благодаря росту европейской экономики, которая сопровождалась ростом спроса на высокотехнологичную и качественную продукцию японского машиностроения.

Далее последовал период 6-летнего роста.

В 2008 году кризис был несколько иным. Он не стал результатом внутренних проблем предприятий и экономики, а «пришел» из-за границы, благодаря глобализации. Проблем было несколько: шок от динамики мировых цен на сырье и топливо, а также трудности, вызванные паникой на мировых финансовых рынках. На фоне падения покупательной способности и инфляции особенно пострадало автомобилестроение. Так, одна из успешнейших японских корпораций «Тойота» в 2008 году была вынуждена объявить о самом низком уровне продаж за последние 40 лет[4]. Японская ассоциация автомобильных дилеров тоже била тревогу – продажи упали у всех производителей транспортных средств, исключение составили только автомобили «мини».

В этот период произошла существенная коррекция корпоративной и экономической политики японских производителей, которая и по сей день частично сохраняется в рамках повышения конкурентоспособности отрасли:

1. Снижение количества выпуска продукции.

2. Сокращение производственного процесса с остановкой заводов по выходным и праздникам (ранее работа не останавливалась).

3. Максимальное сокращение издержек: закупки более дешевого сырья (так, «Тойота» перешла на корейскую сталь, так как она дешевле на несколько процентов, чем японская), открытие производства в странах с более дешевой рабочей силой, что корректирует стратегию продаж «ближе к сбыту», которая была актуальной десятки лет[5].

В 2012 году Япония произвела автомобильной продукции на 152 миллиарда долларов и заняла третье место в мире после США и стран ЕС. По темпам среднегодового прироста продукции (имеющимся и планируемым) Япония замедляет свои темпы развития, однако это легко объяснимо высоким уровнем производства и размещением части предприятий за границей.

Итак, 2000 – 2012 годы стали для развития автомобилестроения Японии не очень удачными. Наблюдалось выраженное замедление темпов экономического роста и сокращение количества работников, занятых в автомобилестроении. В то же время следует отметить, что в этот период в Японии наблюдался наивысший уровень производительности труда.