1. Кинематический расчет привода.
1.1Выбор электродвигателя (с проверкой условия пуска).
Мощность на выходном валу привода с постоянной нагрузкой равна:

Значение КПД передач рассчитываю исходя из табличных данных [ , табл.1.1]:
 , где
, где
 КПД зубчатой передачи,
КПД зубчатой передачи,  ;
;
 КПД червячной передачи,
 КПД червячной передачи,  ;
;
 КПД муфты,
 КПД муфты,  ;
;
 КПД подшипников,
 КПД подшипников,  .
.
 .
.
Рассчитываем частоту вращения вала барабана:
 , отсюда
, отсюда  .
.
Определяю частоту вращения вала электродвигателя по табл. 1.2 [ ]:
 , где
, где 
 – передаточное число зубчатой
передачи,
 – передаточное число зубчатой
передачи,  ;
;
 – передаточное число червячной
передачи,
 – передаточное число червячной
передачи,  .
.
 .
.
Требуемая мощность электродвигателя:
 ;
;
 ;
;
 ;
;
 .
.
Выбираем электродвигатель по таблице 24.9 [ ]; АИР 132М4/1447.
1.2 Определение передаточных чисел, частот вращения и крутящих моментов.
Общее передаточное отношение привода:
 ;
;
 .
.
Определение частот вращения на валах:
 ;
;
 .
.
Определение крутящих моментов на валах редуктора:
 ;
;
 ;
;
 .
.
Проверка двигателя на пуск.
Пиковая нагрузка:
 .
.
Номинальный момент:
 .
.
Проверка условия пуска:
 ;
;
 ;
;
 ;
;
 >
> .
.
Расчет машинного времени:
 , где
, где
 – срок службы (лет);
 – срок службы (лет);
 – коэффициент годового
использования;
 – коэффициент годового
использования;
 – коэффициент суточного
использования;
 – коэффициент суточного
использования;
 – относительная продолжительность
включения.
 – относительная продолжительность
включения.
 .
.
Наработка:
 , где  с – число вхождений в
зацепление зубьев зубчатого колеса за один оборот,
, где  с – число вхождений в
зацепление зубьев зубчатого колеса за один оборот,  .
.
 ;
;
 .
.
2. Расчет передач.
Исходные данные:  ;
;  ;
;
 .
.
2.1 Выбор материалов червяка и колеса.
Принимаем  ;
;  .
.
Скорость скольжения вычисляю по эмпирической формуле:
 .
.
По таблице выбираем материал колеса и способ отливки.
Материал колеса БрА9ЖЗЛ, способ отливки в песок.
Прочность при изгибе  ,
,  .
.
Для изготовления червяка по табл. 2.1 [2] выбираем сталь-45
Термообработка-улучшение; 
 .
.
Рассчитываю допускаемые контактные напряжения:
 , где
, где  –
допускаемые напряжения для червяков с твердостью на поверхности витков
 –
допускаемые напряжения для червяков с твердостью на поверхности витков  .
.
 .
.
Рассчитываю допускаемые напряжения изгиба:
 .
.
Коэффициент
долговечности  , где
, где
 – наработка редуктора.
 – наработка редуктора.
 .
.
 .
.
Окончательно  .
.
Допускаемые напряжения при кратковременных пиковых нагрузках.
 ;
;
 .
.
2.2 Проектный расчет.
Определение геометрических параметров зацепления.
Проектный расчёт произвожу по контактной выносливости в форме определения необходимого межосевого расстояния [2]
 , где
, где
 – для
Архимедовых червяков;
 – для
Архимедовых червяков;
 – коэффициент
концентрации нагрузки при переменном режиме нагружения;
 – коэффициент
концентрации нагрузки при переменном режиме нагружения;
 – начальный коэффициент
концентрации нагрузки, определяемый по рис2.12 [2] в зависимости от
передаточного числа червяка U.
 – начальный коэффициент
концентрации нагрузки, определяемый по рис2.12 [2] в зависимости от
передаточного числа червяка U.
Отсюда  ;
;
 .
. 
Межосевые расстояния
для стандартных редукторов стандартизированы, из этого ряда принимаем  .
.
Определяю предварительные
значения модуля передачи  и коэффициента
диаметра червяка
 и коэффициента
диаметра червяка  .
.
 округляем до ближайшего стандартного
округляем до ближайшего стандартного  ;
;  
 округляем до ближайшего
стандартного
 округляем до ближайшего
стандартного  .
.
Нахожу коэффициент
смещения  :
:
 .
.
Угол подъёма линии витка червяка:
на делительном диаметре
-  ;  на начальном диаметре -
;  на начальном диаметре -
 .
.
Размеры червяка и
колеса:  диаметр делительный
червяка –  ;
;
диаметр вершин витков
червяка –  ;
;
диаметр впадин червяка –
 .
.
Длина нарезанной части червяка
 .
. 
По табл. 24,1 [2]
округляем значение   до стандартного  ряда  .
.
Шаг червяка –  .
.
Диаметр делительный
колеса –  ;
;
диаметр вершин зубьев колеса –
 ;
;   
диаметр впадин колеса –
 ;
;
диаметр колеса
наибольший – ,где
,где 
k=2 для передач с эвольвентным червяком.
Ширина венца при  , где
, где  при
 при
 .
.
2.3. Проверочный расчет.
Определяю фактическую скорость скольжения:
 , где
, где  ;
;
 .
.
По полученному
значению  уточняю допускаемое напряжение
 уточняю допускаемое напряжение  :
:
 , где
, где
 – для эвольвентных, архимедовых и
конволютных червяков;
 – для эвольвентных, архимедовых и
конволютных червяков;
 – коэффициент
нагрузки;
 – коэффициент
нагрузки;
Окружная скорость
червячного колеса, м/с:  .
.
 при
 при  .
.
 , где
, где  –
коэффициент трансформации червяка,
 –
коэффициент трансформации червяка,  ;
;  – коэффициент, учитывающий
влияние режима работы передачи на приработку зубьев червячного колеса и витков
червяка.
 – коэффициент, учитывающий
влияние режима работы передачи на приработку зубьев червячного колеса и витков
червяка.
Окончательно   .
.
 – условие выполнено.
 – условие выполнено.
КПД передачи:
 , где
, где  -приведенный
угол трения,
-приведенный
угол трения,  .
.
Силы в зацеплении.
Окружная сила на колесе, равная осевой силе на червяке:
 .
.
Окружная сила на червяке, равная осевой силе на колесе:
 
  
Радиальная сила:
 – для стандартного угла
 – для стандартного угла  .
.
Проверка зубьев колеса по напряжениям изгиба.
Расчетное напряжение изгиба:
 , где К – коэффициент нагрузки,
значение которого вычислено ранее;
, где К – коэффициент нагрузки,
значение которого вычислено ранее;  – коэффициент
формы зуба колеса, который выбирают в зависимости от
 – коэффициент
формы зуба колеса, который выбирают в зависимости от .
.
 .
.
 – условие выполнено.
 – условие выполнено.
2.4.Проверка условий контактной и изгибной прочности зубьев при пиковой нагрузке.
Проверка на контактную
прочность при кратковременном действии пикового момента:  , где
, где  .
.
 .
.
Проверка зубьев червячного колеса на прочность по напряжениям изгиба при действии пикового момента:
 ,
,  .
.
2.5.Тепловой расчет.
Червячный редуктор в связи с невысоким КПД и большим выделением теплоты проверяем на нагрев.
Мощность на червяке:
 .
.
Температура нагрева масла (корпуса) при установившемся тепловом режиме без искусственного охлаждения.
 , где
, где  –
коэффициент, учитывающий отвод теплоты от корпуса редуктора в металлическую
плиту или раму;
 –
коэффициент, учитывающий отвод теплоты от корпуса редуктора в металлическую
плиту или раму;  пр – поверхность
охлаждения корпуса;
пр – поверхность
охлаждения корпуса;  – коэффициент
теплоотдачи для чугунных корпусов;
 – коэффициент
теплоотдачи для чугунных корпусов;  .
.
 .
.
Температура нагрева масла (корпуса) при охлаждении вентилятором:
 ,
,  .
.
3. Эскизная компоновка червячного редуктора.
3.1 Предварительный расчет диаметров валов.
Предварительные значения диаметров различных участков стальных валов редуктора определяем . по [2] стр. 42.
Для быстроходного вала.
Диаметр вала под муфту:
 ,
,  .
.
Принимаем  согласно стандартному ряду.
  согласно стандартному ряду.
Диаметр вала под подшипник:
 ,
,  .
.
Диаметр буртика под подшипник:
 ,
,  .
.
Принимаем  согласно стандартного ряда.
 согласно стандартного ряда.
Для тихоходного вала.
Диаметр вала под колесо:
 ,
,  .
.
Принимаем  согласно стандартного ряда.
 согласно стандартного ряда.
Диаметр вала под подшипник:
 ,
,  .
.
Принимаем  согласно стандартного ряда.
 согласно стандартного ряда.
Диаметр буртика под подшипник:
 ,
,  .
.
Принимаем  согласно стандартного ряда.
согласно стандартного ряда.
Диаметр под червячное колесо:
 .
.
3.2 Выбор подшипников,
В подшипниковых узлах червяков при наличии больших осевых нагрузок по рекомендациям необходимо выбрать радиально – упорные подшипники с повышенным углом контакта. Но при значительных расстояниях между подшипниками червяки целесообразно устанавливать на два радиально – упорных подшипника, жестко закрепленных в осевом направлении, один из подшипников должен быть плавающим.
В опорах червячных колес преобладают радиальные нагрузки, поэтому следуя рекомендациям можно выбрать радиально – упорные шариковые или конические роликоподшипники с углами контакта . Вал червячного колеса, установленного на конических роликоподшипниках, которые обеспечивают высокую точность осевого расположения колес, предпочтительнее фиксировать в осевом направлении по схеме в “растяжку”.
Первоначально выбираем легкие серии подшипников. Выбираем роликовые конические однорядные повышенной грузоподъемности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.