1. Кинематический расчет привода.
1.1Выбор электродвигателя (с проверкой условия пуска).
Мощность на выходном валу привода с постоянной нагрузкой равна:
Значение КПД передач рассчитываю исходя из табличных данных [ , табл.1.1]:
, где
КПД зубчатой передачи,
;
КПД червячной передачи,
;
КПД муфты,
;
КПД подшипников,
.
.
Рассчитываем частоту вращения вала барабана:
, отсюда
.
Определяю частоту вращения вала электродвигателя по табл. 1.2 [ ]:
, где
– передаточное число зубчатой
передачи,
;
– передаточное число червячной
передачи,
.
.
Требуемая мощность электродвигателя:
;
;
;
.
Выбираем электродвигатель по таблице 24.9 [ ]; АИР 132М4/1447.
1.2 Определение передаточных чисел, частот вращения и крутящих моментов.
Общее передаточное отношение привода:
;
.
Определение частот вращения на валах:
;
.
Определение крутящих моментов на валах редуктора:
;
;
.
Проверка двигателя на пуск.
Пиковая нагрузка:
.
Номинальный момент:
.
Проверка условия пуска:
;
;
;
>
.
Расчет машинного времени:
, где
– срок службы (лет);
– коэффициент годового
использования;
– коэффициент суточного
использования;
– относительная продолжительность
включения.
.
Наработка:
, где с – число вхождений в
зацепление зубьев зубчатого колеса за один оборот,
.
;
.
2. Расчет передач.
Исходные данные: ;
;
.
2.1 Выбор материалов червяка и колеса.
Принимаем ;
.
Скорость скольжения вычисляю по эмпирической формуле:
.
По таблице выбираем материал колеса и способ отливки.
Материал колеса БрА9ЖЗЛ, способ отливки в песок.
Прочность при изгибе ,
.
Для изготовления червяка по табл. 2.1 [2] выбираем сталь-45
Термообработка-улучшение;
.
Рассчитываю допускаемые контактные напряжения:
, где
–
допускаемые напряжения для червяков с твердостью на поверхности витков
.
.
Рассчитываю допускаемые напряжения изгиба:
.
Коэффициент
долговечности , где
– наработка редуктора.
.
.
Окончательно .
Допускаемые напряжения при кратковременных пиковых нагрузках.
;
.
2.2 Проектный расчет.
Определение геометрических параметров зацепления.
Проектный расчёт произвожу по контактной выносливости в форме определения необходимого межосевого расстояния [2]
, где
– для
Архимедовых червяков;
– коэффициент
концентрации нагрузки при переменном режиме нагружения;
– начальный коэффициент
концентрации нагрузки, определяемый по рис2.12 [2] в зависимости от
передаточного числа червяка U.
Отсюда ;
.
Межосевые расстояния
для стандартных редукторов стандартизированы, из этого ряда принимаем .
Определяю предварительные
значения модуля передачи и коэффициента
диаметра червяка
.
округляем до ближайшего стандартного
;
округляем до ближайшего
стандартного
.
Нахожу коэффициент
смещения :
.
Угол подъёма линии витка червяка:
на делительном диаметре
- ; на начальном диаметре -
.
Размеры червяка и
колеса: диаметр делительный
червяка – ;
диаметр вершин витков
червяка – ;
диаметр впадин червяка –
.
Длина нарезанной части червяка
.
По табл. 24,1 [2]
округляем значение до стандартного ряда .
Шаг червяка – .
Диаметр делительный
колеса – ;
диаметр вершин зубьев колеса –
;
диаметр впадин колеса –
;
диаметр колеса
наибольший –,где
k=2 для передач с эвольвентным червяком.
Ширина венца при , где
при
.
2.3. Проверочный расчет.
Определяю фактическую скорость скольжения:
, где
;
.
По полученному
значению уточняю допускаемое напряжение
:
, где
– для эвольвентных, архимедовых и
конволютных червяков;
– коэффициент
нагрузки;
Окружная скорость
червячного колеса, м/с: .
при
.
, где
–
коэффициент трансформации червяка,
;
– коэффициент, учитывающий
влияние режима работы передачи на приработку зубьев червячного колеса и витков
червяка.
Окончательно .
– условие выполнено.
КПД передачи:
, где
-приведенный
угол трения,
.
Силы в зацеплении.
Окружная сила на колесе, равная осевой силе на червяке:
.
Окружная сила на червяке, равная осевой силе на колесе:
Радиальная сила:
– для стандартного угла
.
Проверка зубьев колеса по напряжениям изгиба.
Расчетное напряжение изгиба:
, где К – коэффициент нагрузки,
значение которого вычислено ранее;
– коэффициент
формы зуба колеса, который выбирают в зависимости от
.
.
– условие выполнено.
2.4.Проверка условий контактной и изгибной прочности зубьев при пиковой нагрузке.
Проверка на контактную
прочность при кратковременном действии пикового момента: , где
.
.
Проверка зубьев червячного колеса на прочность по напряжениям изгиба при действии пикового момента:
,
.
2.5.Тепловой расчет.
Червячный редуктор в связи с невысоким КПД и большим выделением теплоты проверяем на нагрев.
Мощность на червяке:
.
Температура нагрева масла (корпуса) при установившемся тепловом режиме без искусственного охлаждения.
, где
–
коэффициент, учитывающий отвод теплоты от корпуса редуктора в металлическую
плиту или раму;
пр – поверхность
охлаждения корпуса;
– коэффициент
теплоотдачи для чугунных корпусов;
.
.
Температура нагрева масла (корпуса) при охлаждении вентилятором:
,
.
3. Эскизная компоновка червячного редуктора.
3.1 Предварительный расчет диаметров валов.
Предварительные значения диаметров различных участков стальных валов редуктора определяем . по [2] стр. 42.
Для быстроходного вала.
Диаметр вала под муфту:
,
.
Принимаем согласно стандартному ряду.
Диаметр вала под подшипник:
,
.
Диаметр буртика под подшипник:
,
.
Принимаем согласно стандартного ряда.
Для тихоходного вала.
Диаметр вала под колесо:
,
.
Принимаем согласно стандартного ряда.
Диаметр вала под подшипник:
,
.
Принимаем согласно стандартного ряда.
Диаметр буртика под подшипник:
,
.
Принимаем согласно стандартного ряда.
Диаметр под червячное колесо:
.
3.2 Выбор подшипников,
В подшипниковых узлах червяков при наличии больших осевых нагрузок по рекомендациям необходимо выбрать радиально – упорные подшипники с повышенным углом контакта. Но при значительных расстояниях между подшипниками червяки целесообразно устанавливать на два радиально – упорных подшипника, жестко закрепленных в осевом направлении, один из подшипников должен быть плавающим.
В опорах червячных колес преобладают радиальные нагрузки, поэтому следуя рекомендациям можно выбрать радиально – упорные шариковые или конические роликоподшипники с углами контакта . Вал червячного колеса, установленного на конических роликоподшипниках, которые обеспечивают высокую точность осевого расположения колес, предпочтительнее фиксировать в осевом направлении по схеме в “растяжку”.
Первоначально выбираем легкие серии подшипников. Выбираем роликовые конические однорядные повышенной грузоподъемности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.