1.1 Выбор электродвигателя
При
постоянной нагрузке необходимая мощность электродвигателя (Рэд треб)
определяется по формуле: ![]()
где
- мощность на тихоходном валу:
;
- общий КПД привода:
![]()

Определяем частоту вращения выходного вала:
.
Требуемая частота вращения электродвигателя равна:

Выбираем электродвигатель типа:

Проверка двигателя на пуск:

То
есть окончательно принимаем электродвигатель ![]()

1.3. Определение крутящего момента (Т) н а валах
Определяем
со стороны выходного вала:

Определим частоты вращения валов:

2. Конструирование и расчет зубчатых передач
2.1. Тихоходная ступень
Общее время работы привода

Материалы: Шестерня - 40ХН:
Термообработка- закалка ТВЧ
D = 200 мм; S = 125 мм;
твердость 269 – 302 HB; 48 – 53 HRC
![]()
Колесо - 40ХH:
Термообработка- улучшение
D = 315 мм; S = 200 мм;
твердость 235 – 262 HB;
![]()
Предварительное межосевое расстояние:

Расчетный
момент: ![]()
Коэффициент
долговечности: 
Т.к. материалы колеса и шестерни одинаковы, а твердость шестерни выше, то лимитирует колесо.
Наработка
колеса:
, где
С=1- число вхождений в зацепление зубьев зубчатого колеса за один его оборот
База
контактных напряжений по [3, стр. 82, табл. 4.6.] при HВ
= 248 принимаем ![]()
Коэффициент эквивалентности:

Следовательно, коэффициент долговечности

Коэффициент
нагрузки по формуле: ![]()
Предварительное
значение окружной скорости: 
Коэффициент
ширины выбираем по [3, стр. 53, табл. 3.3.]
.
Коэффициент
по [3, стр. 95, табл. 4.9.].

Степень точности – 9 по [3, стр. 96, табл. 4.10.].
Коэффициент
распределения нагрузки по [3, стр. 92, рис. 4.7.] ![]()
Отношение ширины колеса к среднему диаметру шестерни:

Коэффициент
концентрации: ![]()
Начальный
коэффициент концентрации для схемы 5 по [3, стр. 94, рис. 4.8.]
Коэффициент режима определяем по формуле:

Коэффициент динамичности по [3, стр. 96, табл. 4.11.]

Допускаемое контактное напряжение по [3, стр. 90, табл. 4.6.]

В соответствие с
единым рядом главных параметров [3, стр. 51.] принимаем ближайшее стандартное
значение
Принятое межосевое расстояние
больше необходимого и
, то
коэффициент ширины не изменяем.
Ширина колеса
.
Действительная скорость определяется по формуле:
![]()
Так
как
, то коэффициенты не уточняем.
Фактическое контактное напряжение

Разница между фактическим и допускаемым напряжениями

Результат следует считать хорошим.
Наибольшее допускаемое контактное напряжение по[3, стр. 90, табл. 4.6.]:
![]()
Максимальное контактное напряжение по формуле:

![]()
Окружная сила

Модуль по
формуле: 
Коэффициент
долговечности по изгибу: 
Коэффициент
эквивалентности по изгибу по [3, стр. 90, табл. 4.1.]: 
База
изгибных напряжений ![]()

Коэффициент
нагрузки ![]()
Коэффициент
распределения нагрузки [3, стр. 92] ![]()
![]()
Коэффициент
режима равен:
Начальный
коэффициент концентрации по [3, стр. 94,табл. 4.8.]
для

Тогда ![]()
Коэффициент
динамичности по [3, стр. 97, табл. 4.12.] для
,![]()
Следовательно
![]()
Допускаемое напряжение по [3, стр. 90, табл. 4.6.]:


Ширина шестерни по формуле:
![]()
Тогда
![]()
Принимаем
стандартный модуль равный ближайшему допустимому значению, т.е. ![]()
Угол подъема линии зуба определяем по формуле:

Суммарное число зубьев по формуле:

Принимаем
![]()
Окончательный угол подъема линии зуба:
![]()
Фактический коэффициент осевого перекрытия:

Число зубьев шестерни по формуле:

Принимаем
![]()
Число
зубьев колеса по формуле: ![]()
Фактическое
передаточное число: ![]()
Отклонение фактического передаточного числа от заданного:
![]()
Проверяем фактическое напряжение изгиба зубьев шестерни по формуле:

Приведенное число зубьев по формуле:
![]()
Коэффициент
формы зуба [3, стр. 101, табл. 4.13.] ![]()
Коэффициент наклона зуба по формуле:
![]()
Таким образом:

Проверяем фактическое напряжение изгиба зубьев колеса по формуле:

Приведенное число зубьев по формуле:
![]()
Коэффициент
формы зуба [3, стр. 101, табл. 4.13.] ![]()
Таким образом:

Как видно, фактические изгибные напряжения не превышают допускаемых, значит нам удалось обеспечить изгибную равнопрочность шестерни и колеса.
Наибольшее допускаемое напряжение на изгиб по [3, стр. 90, табл. 4.6.]
![]()
![]()
Максимальное напряжение изгиба определяем по формуле:

Максимальное напряжение изгиба определяем по формуле:

Окончательные параметры передачи:

2.3. Геометрический расчет цилиндрической передачи.
Определяем делительные диаметры:


Проверяем условие для делительных диаметров:
![]()
Диаметры вершин зубьев находим по формуле:
![]()
![]()
Диаметры впадин зубьев по формуле:
![]()
![]()
2.4. Силы в зацеплении цилиндрических передач.
Окружная сила: ![]()
Осевая сила:
![]()
Радиальная сила:

Нормальная сила:

3. Конструирование и расчет зубчатых передач
2.2. Быстроходная ступень
Общее время работы привода
часов.
![]()
![]()
Материалы: Шестерня - 40ХН:
Термическая обработка- улучшение
D = 200 мм; S = 125 мм;
твердость 269 – 302 HB;
![]()
Колесо - 40ХH:
Термическая обработка- улучшение
D = 315 мм; S = 200 мм;
твердость 235 – 262 HB;
![]()
Т.к.
редуктор соосный, то межосевые расстояния ступеней равны, т.е.
Найдём ширину из формулы:

Расчетный момент:
![]()
Коэффициент долговечности:

Принимаем твердость шестерни HB1 = 286, а твердость колеса HB2 = 262.
Проверяем соотношение твердостей
![]()
Так
как
, то лимитирует шестерня.
Наработка шестерни

База
контактных напряжений по [3, стр. 82, табл. 4.6.] при HВ
= 286 ![]()
Коэффициент эквивалентности:

Следовательно, коэффициент долговечности

Коэффициент
нагрузки по формуле: ![]()
Предварительное значение окружной скорости:

Коэффициент
ширины выбираем по [3, стр. 53, табл. 3.3.]
.
Коэффициент
по [3, стр. 95, табл. 4.9.].

Степень точности – 9 по [3, стр. 96, табл. 4.10.].
Коэффициент
распределения нагрузки по [3, стр. 92, рис. 4.7.] ![]()
Отношение ширины колеса к среднему диаметру шестерни

Коэффициент концентрации
![]()
Начальный
коэффициент концентрации для схемы 5 по [3, стр. 94, рис. 4.8.]
Коэффициент режима определяем по формуле:
Тогда
![]()
Коэффициент динамичности по [3, стр. 96, табл. 4.11.]

Допускаемое контактное напряжение по [3, стр. 90, табл. 4.6.]

Действительная скорость определяется по формуле:
![]()
Объяснить
такое расхождение значений
можно тем,
что межосевое расстояние мы приняли не расчетное.
Фактическое контактное напряжение

Разница между фактическим и допускаемым напряжениями
Результат следует считать хорошим.
Наибольшее допускаемое контактное напряжение по [3, стр. 90, табл. 4.6.]:
![]()
Максимальное контактное напряжение по формуле:

Окружная сила

Модуль
по формуле: 
Коэффициент долговечности по изгибу:

![]()

Коэффициент нагрузки
![]()
Коэффициент
распределения нагрузки ![]()
Начальный
коэффициент концентрации по [3, стр.94, табл.4.8.]
для

Коэффициент концентрации
![]()
Коэффициент
динамичности по [3, стр. 97, табл. 4.12.] для
,
Следовательно
.
Допускаемое напряжение по [3, стр. 90, табл. 4.6.]:


Ширина шестерни по формуле:
![]()
![]()
Тогда
![]()
Принимаем
стандартный ближайший допустимый модуль [3, стр. 53.] ![]()
Угол подъема линии зуба определяем по формуле:

Суммарное число зубьев по формуле:

Принимаем
![]()
Окончательный угол подъема линии зуба:
![]()
Фактический коэффициент осевого перекрытия:

Число зубьев шестерни по формуле:
![]()
Принимаем
![]()
Число
зубьев колеса по формуле: ![]()
Фактическое
передаточное число: ![]()
Отклонение фактического передаточного числа от заданного:
![]()
Проверяем фактическое напряжение изгиба зубьев шестерни по формуле:

Приведенное число зубьев по формуле:
![]()
Коэффициент
формы зуба [3, стр. 101, табл. 4.13.] ![]()
Коэффициент наклона зуба по формуле:
![]()
Таким образом:
![]()
Проверяем фактическое напряжение изгиба зубьев колеса по формуле:

Приведенное число зубьев по формуле:
![]()
Коэффициент
формы зуба [3, стр. 101, табл. 4.13.] ![]()
Таким образом:
![]()
Как видно, фактические изгибные напряжения не превышают допускаемых, значит, нам удалось обеспечить изгибную равнопрочность шестерни и колеса.
Наибольшее допускаемое напряжение на изгиб по [3, стр. 90, табл. 4.6.]
![]()
Максимальное напряжение изгиба определяем по формуле:

Окончательные параметры передачи:

2.3. Геометрический расчет цилиндрической передачи.
Определяем делительные диаметры:


Проверяем условие для делительных диаметров:
![]()
Диаметры вершин зубьев находим по формуле:
![]()
![]()
Диаметры впадин зубьев по формуле:
![]()
![]()
2.4. С илы в зацеплении цилиндрических передач.
Окружная
сила: ![]()
Осевая сила:
![]()
Радиальная сила:

Нормальная сила:

3.3. Б ы с т р о х о д н ы й в а л
3.3.1. Проектный расчет вала
Предварительное значение
диаметра участков вала для установки подшипников качения определяем по формуле:

где
для
быстроходного вала двухступенчатого соосного редуктора при большом передаточным
числе ступени; принимаем ![]()
3.3.2. Расчет шпоночных соединений
3.3.2.1. Соединение вала с муфтой
Вращающий момент передается обыкновенной призматической шпонкой с одним плоским и другим закругленным торцем. Осевое фиксирование полумуфты осуществляется установочным винтом, который стопорится от самоотвинчивания пружинным замковым кольцом.
Для
вибираем по табл.2.2 [4, c.4]
и длину конца вала по исп.
2: l = 58 мм. По диаметру вала вибираем обыкновенную призматическую
шпонку шириной b = 10 мм, высотой h = 8 мм, длиной l = 50 мм, с
глубиной паза вала t1 = 5
мм.
Рабочая длина шпонки:
lр = l – 0,5*b= 50 – 0,5*10 = 45 мм.
Номинальное давление на поверхности контактабоковойгранишпонки с пазом ступицы полумуфты по формуле 2.1 [5, c.6]

Допускаемые давления в неподвижном соединениисо стандартной шпонкой при переходной посадке чугунной ступицы на стальной вал из табл.2.1 [5, c.6]
![]()
Условие износостойкости шпоночногосоединения
![]()
выполняется.
Условие прочности на смятие шпоночногосоединения
![]()
выполняется.
3.3.3. Конструирование вала-шестерни
Размеры цилиндрического конца вала из расчета
шпоночных соединений: диаметр
длина
высота заплечика
Длина шпоночного паза
принимаем стандартную длину
[3,с.302] ![]()
принимаем
диаметр под манжетное уплотнение [3,с.357] ![]()
Предварительно выбираем [3,с.531]
радиальные однорядные шарикоподшипники тяжелой серии 409, у которых размер
фаски:
Наименьшая высота заплечика
для упора подшипника [2, с.90] при размере фаски
равна
. Требуемый диаметр ступени
вала для упора подшипника
,
принимаем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.