1.1 Выбор электродвигателя
При
постоянной нагрузке необходимая мощность электродвигателя (Рэд треб)
определяется по формуле: 
где - мощность на тихоходном валу:
- мощность на тихоходном валу:
 ;
;
 - общий КПД привода:
- общий КПД привода:


Определяем частоту вращения выходного вала:
 .
.
Требуемая частота вращения электродвигателя равна:

Выбираем электродвигатель типа:

Проверка двигателя на пуск:

То
есть окончательно принимаем электродвигатель 

1.3. Определение крутящего момента (Т) н а валах
Определяем
 со стороны выходного вала:
 со стороны выходного вала:

Определим частоты вращения валов:

2. Конструирование и расчет зубчатых передач
2.1. Тихоходная ступень
Общее время работы привода

Материалы: Шестерня - 40ХН:
Термообработка- закалка ТВЧ
D = 200 мм; S = 125 мм;
                                
твердость  269 – 302  HB; 48 – 53 HRC  
                                     
Колесо - 40ХH:
Термообработка- улучшение
D = 315 мм; S = 200 мм;
твердость 235 – 262 HB;

Предварительное межосевое расстояние:

Расчетный
момент:   
Коэффициент
долговечности:   
Т.к. материалы колеса и шестерни одинаковы, а твердость шестерни выше, то лимитирует колесо.
Наработка
колеса:   , где
С=1- число вхождений в зацепление зубьев зубчатого колеса за один его оборот
, где
С=1- число вхождений в зацепление зубьев зубчатого колеса за один его оборот
База
контактных напряжений по [3, стр. 82, табл. 4.6.] при HВ
= 248 принимаем 
Коэффициент эквивалентности:

Следовательно, коэффициент долговечности

Коэффициент
нагрузки по формуле:  
Предварительное
значение окружной скорости:  
Коэффициент
ширины выбираем по [3, стр. 53, табл. 3.3.]  .
.
Коэффициент
 по  [3, стр. 95, табл. 4.9.].
 по  [3, стр. 95, табл. 4.9.].

Степень точности – 9 по [3, стр. 96, табл. 4.10.].
Коэффициент
распределения нагрузки по [3, стр. 92, рис. 4.7.]  
Отношение ширины колеса к среднему диаметру шестерни:

Коэффициент
концентрации:  
Начальный
 коэффициент  концентрации для  схемы  5  по  [3, стр. 94, рис. 4.8.]   
 
Коэффициент режима определяем по формуле:

Коэффициент динамичности по [3, стр. 96, табл. 4.11.]

Допускаемое контактное напряжение по [3, стр. 90, табл. 4.6.]

В соответствие с
единым рядом главных параметров  [3, стр. 51.] принимаем ближайшее стандартное 
значение  Принятое межосевое расстояние
больше необходимого и
 Принятое межосевое расстояние
больше необходимого и  , то
коэффициент ширины не изменяем.
, то
коэффициент ширины не изменяем. 
Ширина колеса  .
.
Действительная скорость определяется по формуле:

Так
как  , то коэффициенты не уточняем.
, то коэффициенты не уточняем.
Фактическое контактное напряжение

Разница между фактическим и допускаемым напряжениями

Результат следует считать хорошим.
Наибольшее допускаемое контактное напряжение по[3, стр. 90, табл. 4.6.]:

Максимальное контактное напряжение по формуле:


Окружная сила

Модуль по
формуле:     
Коэффициент
долговечности по изгибу: 
Коэффициент
эквивалентности по изгибу по [3, стр. 90, табл. 4.1.]: 
База
изгибных напряжений 

Коэффициент
нагрузки 
Коэффициент
распределения нагрузки [3, стр. 92] 

Коэффициент
режима равен:  
 
Начальный
коэффициент концентрации по [3, стр. 94,табл. 4.8.]  для
 для

Тогда 
Коэффициент
динамичности по [3, стр. 97, табл. 4.12.] для  ,
,
Следовательно

Допускаемое напряжение по [3, стр. 90, табл. 4.6.]:


Ширина шестерни по формуле:

Тогда 

Принимаем
стандартный модуль равный ближайшему допустимому значению, т.е. 
Угол подъема линии зуба определяем по формуле:

Суммарное число зубьев по формуле:

Принимаем

Окончательный угол подъема линии зуба:

Фактический коэффициент осевого перекрытия:

Число зубьев шестерни по формуле:

Принимаем

Число
зубьев колеса по формуле: 
Фактическое
передаточное число: 
Отклонение фактического передаточного числа от заданного:

Проверяем фактическое напряжение изгиба зубьев шестерни по формуле:

Приведенное число зубьев по формуле:

Коэффициент
формы зуба [3, стр. 101, табл. 4.13.] 
Коэффициент наклона зуба по формуле:

Таким образом:

Проверяем фактическое напряжение изгиба зубьев колеса по формуле:

Приведенное число зубьев по формуле:

Коэффициент
формы зуба [3, стр. 101, табл. 4.13.] 
Таким образом:

Как видно, фактические изгибные напряжения не превышают допускаемых, значит нам удалось обеспечить изгибную равнопрочность шестерни и колеса.
Наибольшее допускаемое напряжение на изгиб по [3, стр. 90, табл. 4.6.]


Максимальное напряжение изгиба определяем по формуле:

Максимальное напряжение изгиба определяем по формуле:

Окончательные параметры передачи:

2.3. Геометрический расчет цилиндрической передачи.
Определяем делительные диаметры:


Проверяем условие для делительных диаметров:

Диаметры вершин зубьев находим по формуле:


Диаметры впадин зубьев по формуле:


2.4. Силы в зацеплении цилиндрических передач.
Окружная сила: 
Осевая сила:

Радиальная сила:

Нормальная сила:

3. Конструирование и расчет зубчатых передач
2.2. Быстроходная ступень
Общее время работы привода
 часов.
часов.


Материалы: Шестерня - 40ХН:
Термическая обработка- улучшение
D = 200 мм; S = 125 мм;
твердость 269 – 302 HB;

Колесо - 40ХH:
Термическая обработка- улучшение
D = 315 мм; S = 200 мм;
твердость 235 – 262 HB;

Т.к.
редуктор соосный, то межосевые расстояния ступеней равны, т.е.  
 
Найдём ширину из формулы:

Расчетный момент:

Коэффициент долговечности:

Принимаем твердость шестерни HB1 = 286, а твердость колеса HB2 = 262.
Проверяем соотношение твердостей

Так
как  , то лимитирует шестерня.
, то лимитирует шестерня.
Наработка шестерни

База
контактных напряжений по [3, стр. 82, табл. 4.6.] при HВ
= 286 
Коэффициент эквивалентности:

Следовательно, коэффициент долговечности

Коэффициент
нагрузки по формуле: 
Предварительное значение окружной скорости:

Коэффициент
ширины выбираем по [3, стр. 53, табл. 3.3.]  .
.
Коэффициент
 по  [3, стр. 95, табл. 4.9.].
 по  [3, стр. 95, табл. 4.9.].

Степень точности – 9 по [3, стр. 96, табл. 4.10.].
Коэффициент
распределения нагрузки по [3, стр. 92, рис. 4.7.]  
Отношение ширины колеса к среднему диаметру шестерни

Коэффициент концентрации

Начальный 
коэффициент  концентрации для  схемы  5  по [3, стр. 94, рис. 4.8.]   
 
Коэффициент режима определяем по формуле:
 
 
Тогда

Коэффициент динамичности по [3, стр. 96, табл. 4.11.]

Допускаемое контактное напряжение по [3, стр. 90, табл. 4.6.]

Действительная скорость определяется по формуле:

Объяснить
такое расхождение значений  можно тем,
что межосевое расстояние мы приняли не расчетное.
 можно тем,
что межосевое расстояние мы приняли не расчетное.
Фактическое контактное напряжение

Разница между фактическим и допускаемым напряжениями
 
 
Результат следует считать хорошим.
Наибольшее допускаемое контактное напряжение по [3, стр. 90, табл. 4.6.]:

Максимальное контактное напряжение по формуле:

 Окружная сила
  
Окружная сила

Модуль
по формуле:     
Коэффициент долговечности по изгибу:



Коэффициент нагрузки

Коэффициент
распределения нагрузки 
Начальный
коэффициент концентрации по [3, стр.94, табл.4.8.]  для
 для

Коэффициент концентрации

Коэффициент
динамичности по [3, стр. 97, табл. 4.12.] для  ,
, 
 
Следовательно
 .
.
Допускаемое напряжение по [3, стр. 90, табл. 4.6.]:


Ширина шестерни по формуле:


Тогда 

Принимаем
стандартный ближайший допустимый модуль [3, стр. 53.] 
Угол подъема линии зуба определяем по формуле:

Суммарное число зубьев по формуле:

Принимаем

Окончательный угол подъема линии зуба:

Фактический коэффициент осевого перекрытия:

Число зубьев шестерни по формуле:

Принимаем

Число
зубьев колеса по формуле: 
Фактическое
передаточное число: 
Отклонение фактического передаточного числа от заданного:

Проверяем фактическое напряжение изгиба зубьев шестерни по формуле:

Приведенное число зубьев по формуле:

Коэффициент
формы зуба [3, стр. 101, табл. 4.13.] 
Коэффициент наклона зуба по формуле:

Таким образом:

Проверяем фактическое напряжение изгиба зубьев колеса по формуле:

Приведенное число зубьев по формуле:

Коэффициент
формы зуба [3, стр. 101, табл. 4.13.] 
Таким образом:

Как видно, фактические изгибные напряжения не превышают допускаемых, значит, нам удалось обеспечить изгибную равнопрочность шестерни и колеса.
Наибольшее допускаемое напряжение на изгиб по [3, стр. 90, табл. 4.6.]

Максимальное напряжение изгиба определяем по формуле:

Окончательные параметры передачи:

2.3. Геометрический расчет цилиндрической передачи.
Определяем делительные диаметры:


Проверяем условие для делительных диаметров:

Диаметры вершин зубьев находим по формуле:


Диаметры впадин зубьев по формуле:


2.4. С илы в зацеплении цилиндрических передач.
Окружная
сила: 
Осевая сила:

Радиальная сила:

Нормальная сила:

3.3. Б ы с т р о х о д н ы й в а л
3.3.1. Проектный расчет вала
Предварительное значение
диаметра участков вала для установки подшипников качения определяем по формуле:

где  для
быстроходного вала двухступенчатого соосного редуктора при большом передаточным
числе ступени; принимаем
 для
быстроходного вала двухступенчатого соосного редуктора при большом передаточным
числе ступени; принимаем 
3.3.2. Расчет шпоночных соединений
3.3.2.1. Соединение вала с муфтой
Вращающий момент передается обыкновенной призматической шпонкой с одним плоским и другим закругленным торцем. Осевое фиксирование полумуфты осуществляется установочным винтом, который стопорится от самоотвинчивания пружинным замковым кольцом.
Для
 вибираем по табл.2.2 [4, c.4]
 вибираем по табл.2.2 [4, c.4]
 и  длину конца вала по исп.
2:            l = 58 мм. По диаметру вала вибираем обыкновенную  призматическую
шпонку шириной         b = 10 мм, высотой h = 8 мм, длиной l = 50 мм, с
глубиной паза вала t1 = 5
мм.
 и  длину конца вала по исп.
2:            l = 58 мм. По диаметру вала вибираем обыкновенную  призматическую
шпонку шириной         b = 10 мм, высотой h = 8 мм, длиной l = 50 мм, с
глубиной паза вала t1 = 5
мм.     
Рабочая длина шпонки:
lр = l – 0,5*b= 50 – 0,5*10 = 45 мм.
Номинальное давление на поверхности контактабоковойгранишпонки с пазом ступицы полумуфты по формуле 2.1 [5, c.6]

Допускаемые давления в неподвижном соединениисо стандартной шпонкой при переходной посадке чугунной ступицы на стальной вал из табл.2.1 [5, c.6]

Условие износостойкости шпоночногосоединения

выполняется.
Условие прочности на смятие шпоночногосоединения

выполняется.
3.3.3. Конструирование вала-шестерни
Размеры цилиндрического конца вала из расчета
шпоночных соединений: диаметр  длина
 длина  высота заплечика
 высота заплечика  Длина шпоночного паза
 Длина шпоночного паза  принимаем стандартную длину
[3,с.302]
 принимаем стандартную длину
[3,с.302] 
принимаем
диаметр под манжетное уплотнение [3,с.357] 
Предварительно выбираем [3,с.531]
радиальные однорядные шарикоподшипники тяжелой серии 409, у которых размер
фаски:  Наименьшая высота заплечика
для упора подшипника [2, с.90] при размере фаски
 Наименьшая высота заплечика
для упора подшипника [2, с.90] при размере фаски  равна
 равна
 . Требуемый диаметр ступени
вала для упора подшипника
. Требуемый диаметр ступени
вала для упора подшипника  ,
принимаем
,
принимаем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.