Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Факультет социологии
Кафедра теоретической и прикладной социологии
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе УрГПУ
__________________
«____» ____________________ г.
по дисциплине «Методы обработки и анализа социологической информации»
для специальности 540400 Социально-экономическое образование. Социология.
по циклу ГСЭ.Р.06 – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Очная форма обученияКурс – 4 Семестр – 8 Объём в часах всего – 120 в т. ч.: лекции – 20 практические занятия – 40 лабораторные занятия – самостоятельная работа – 60 Экзамен - 8 семестр Зачет - семестр |
Заочная форма обученияКурс – 4 Семестр – 8 Объём в часах всего – 32 в т. ч.: лекции – 4 практические занятия – лабораторные занятия – 12 самостоятельная работа – 16 Экзамен - 8 семестр Зачет – семестр |
Рабочая программа по дисциплине МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ И АНАЛИЗА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Уральский государственный педагогический университет.
Екатеринбург, 2005. 12 с.
Составитель:
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теоретической и прикладной социологиии
Протокол № 5 от 28.12.2005 г. Зав. кафедрой (Ф.И.О.)
Утверждена отделом документационно-содержательного обеспечения учебного процесса УрГПУ.
Сертификат № ______ от ___________ г.
Цель курса – научить студентов приемам статистической обработки количественных данных и работы с качественной информацией эмпирического социологического исследования. Реализация цели предполагает решение следующих задач:
· Знакомство со статистическими показателями, использующимися в социологических исследованиях;
· Обучение приемам обработки информации в специализированных программах работы с социальными данными (базовая программа – VORTEX 6.0)
· Знакомство с возможностями обработки количественной информации в программах MICROSOFT ECXEL и SPSS;
· Знакомство с методами обобщения и анализа неструктурированных данных;
· Практическое освоение навыков работы с информацией, интерпретации данных, подготовки аналитических заключений.
В лекционной части курса дается описание методов обработки информации. Особое внимание уделяется именно практической части, где студенты самостоятельно проводят все необходимые операции с помощью специализированных компьютерных программ и осваивают технологию анализа и интерпретации полученных показателей.
Кроме того, при отборе материала учитывается то, что курс – продолжение серии курсов по методологии и методике подготовки, проведения и обработки данных социологического исследования, поэтому обеспечивается преемственность курсов.
Практический компонент дисциплины опирается на два основных вида работ:
1. Семинарские и лабораторные занятия, на которых с применением специализированного программного обеспечения осваиваются методы обработки информации, решаются задачи.
2. Самостоятельная работа студентов, включающая анализ данных либо собственного дипломного проекта, либо общих учебных проектов.
Контроль самостоятельной работы происходит в нескольких формах:
· Контрольные работы по основным разделам программы.
· Подготовка нескольких аналитических записок и защита их на семинарских занятиях.
ТЕМЫ |
Дневное отделение |
Заочное отделение |
||||||
Количество часов |
Лекции |
Семинары |
Самост. работа |
Количество часов |
Лекции |
Семинары |
Самост. работа |
|
1. Типологии социологических данных. Задачи и этапы обработки данных |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||
2. Подготовительная работа с данными, проблема верификации социологической информации. |
10 |
2 |
2 |
6 |
||||
3. Этап ввода данных. |
10 |
4 |
6 |
2 |
2 |
|||
4. Обобщение количественной информации. |
10 |
2 |
2 |
6 |
4 |
2 |
2 |
|
5. Меры средней тенденции и меры вариации признака. |
12 |
2 |
4 |
6 |
12 |
2 |
2 |
|
6. Анализ взаимосвязи признаков. Таблицы сопряженности. |
14 |
2 |
6 |
6 |
4 |
4 |
||
7. Анализ взаимосвязи признаков: статистические показатели взаимосвязи. |
14 |
2 |
6 |
6 |
6 |
2 |
4 |
|
8. Подготовка отчета в количественном исследовании. |
12 |
2 |
4 |
6 |
||||
9. Анализ неструктурированных данных. |
10 |
2 |
2 |
6 |
2 |
2 |
||
10. Процедуры кодирования и аналитического описания |
14 |
2 |
6 |
6 |
2 |
2 |
||
11. Подготовка отчета в качественном исследовании |
12 |
2 |
4 |
6 |
2 |
2 |
||
ИТОГО |
120 |
20 |
40 |
60 |
32 |
4 |
12 |
16 |
Тема 1. Типологии социологических данных. Задачи и этапы обработки данных.
Типы социологических данных. Классификация по источникам данных. Классификация по содержанию данных: структурированные и неструктурированные данные. Первичные и вторичные данные. Логика анализа данных. Программа социологического исследования как основа анализа информации. Восходящая и нисходящая стратегии анализа. Этапы обработки данных: 1. подготовительный (проверка и кодирование данных), 2. ввод данных – перевод на электронные носители, 3. обработка данных, 4. описание и интерпретация.
Вопросы для контроля:
1. Чем данные отличаются от информации?
2. Какие процедуры включает обработка и анализ данных?
3. Какие задачи социолог решает на каждом из этапов обработки данных?
Тема 2. Подготовительная работа с данными, проблема верификации социологической информации.
Виды и методы верификации. Необходимые процедуры верификации и контроля качества информации. Проверка работы интервьюеров. Контроль выборки. Специфика подготовки к вводу данных для структурированных и неструктурированных данных. Структурированные (количественные) данные: процедуры кодирования и перекодирования. Соотношение вопроса анкеты/ показателя наблюдения и переменной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.