Методические рекомендации к семинарским занятиям и зачету
по социологии науки
Учебная дисциплина «Социология науки» осваивается студентами факультета социологии УрГПУ на четвертом курсе. У студентов дневной формы обучения, наряду с лекциями по социологии науки в количестве 30 часов, в учебной нагрузке предусмотрено 10 часов семинарских занятий. У студентов заочной формы обучения лекции составляют 10 часов и семинарские занятия - 4 часа. Формой итоговой аттестации является зачет.
В целях более плодотворной и разносторонней подготовки студентов по этой дисциплине, ориентируясь на нестандартные и интересные формы самостоятельной работы студентов, предлагается несколько сценариев семинарских занятий:
1. На первых лекциях студентам предлагаются разнообразные темы для подготовки рефератов по актуальным проблемам социологии науки. В данном случае проведение семинаров заключается в презентации студентами своих рефератов, изложении основных тезисов работы. После выступления предусматривается обсуждение поднятой проблематики. Студентам, которые подготовили грамотные работы, успешно представили их, ставится зачет.
Предлагаются следующие темы для рефератов:
1. Генезис идей зарубежной социологии науки.
2. Генезис идей отечественной социологии науки.
4. Наука как социальный институт.
3.Социальные функции науки.
4. Академическая наука: характеристики и проблемы развития.
5. Прикладная наука: состояние и пути совершенствования.
6. Вузовская наука и ее возможности.
7. Новые формы организации науки.
8. "Утечка мозгов" как феномен российской науки - процесс остановлен?
9. Кризис науки и пути входа из него.
10. Новейшие технологии и их влияние на развитие общества.
11. Специфика научного сообщества.
12. Ученый в России - это престижно?
13. Наука и образование: проблемы взаимодействия.
14. Болонский процесс в образовании и современная наука.
15. Проблемы реформирования российской науки.
16. Основные направления развития российской науки.
17. Власть и ученые: история сосуществования.
18. Женщины в науке.
19. Основные идеи Р. Мертона
20. Парадигмальный подход Т.Куна.
21. К. Поппер и его подход к процессу научного познания.
22. Область исследований социологии знания.
23. Исследования по социологии науки в России: история и современность.
24. Научно исследовательские программы Имре Локатоса.
26. Государственная поддержка науки в России.
27. Формы организации научного сообщества в России.
28. Как помогают фонды и гранты российским ученым?
29. История и современность Российской академии наук.
30. Политика в области науки в России.
31 Рынок и наука в России: проблемы взаимодействия.
32. Этические аспекты научной деятельности.
Следует отметить, что выбор студентов не ограничивается вышеприведенными темами, студенты в праве предложить свои темы, предварительно согласовав их с преподавателем.
2. Возможен, вариант работы со студентами по проблемам этики и профессионального поведения ученых. На данном занятии студентам будет предложен для просмотра художественный фильм, затрагивающий данный вопрос. После просмотра фильма будут предложены вопросы для обсуждения. Например, таким фильмом может быть «Парк юрского периода» режиссера Стивена Спилберга, 2001 года выпуска. Художественный фильм «Солярис» Андрея Тарковского, безусловно, является более сложным кинопроизведением, но может быть также предложен в качестве предмета для анализа.
Предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
1. Кажется ли вам этот фильм слишком фантастическим, нереальным или нет?
2. Какова главная идея этого фильма?
3. Ученый перед великим открытием должен задумываться о его последствиях или его должно интересовать только достижение поставленных научных целей?
4. Какой императив был нарушен героем этого фильма?
5. Имеет ли право общественность вмешиваться в деятельность ученых, или ученым не следует мешать в их деятельности? Почему?
6. Как вы думаете, научные достижения делают человека всесильным или все ярче указывают на иллюзию его превосходства над силами природы?
3. Следующее семинарское занятие может быть посвящено просмотру научно-публицистического фильма, рассказывающего о новейших научных достижениях в области познания человеческого организма (мозга), а также о процессах, связанными со старением человека. Данный фильм носит название «Тело человека. Мозг человека и проходят годы» из цикла документальных фильмов «Невероятные путешествия внутрь человеческого организма» 1998 года выпуска, компании BBC. Данная форма занятия позволит студентам наглядным образом убедиться в важности научных разработок, а также усвоить такие понятия как междисциплинарные исследования, научное сообщество, технология и т.д. Поскольку объект социологии науки сложен для восприятия студентами, вследствие очень большого массива теоретического и абстрактного материала, необходимо вызвать интерес к данной научной дисциплине.
Предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, о каком виде исследований рассказывается в данном фильме? Почему? (Вспомните лекцию об основных понятиях социологии науки).
2. Как вы полагаете, можно ли считать этот фильм результатом междисциплинарных исследований? Результаты, каких научных направлений использованы в создании этого фильма?
3. Как вы думаете, такая форма (просмотр данного фильма) представления научной информации помогает людям проникнуться смыслом науки или данный фильм кажется Вам слишком сложным для восприятия?
4. Как вы считаете, сможет ли наука в ближайшее время оказаться способной решить загадки природы человека, которые в настоящее время остаются неразгаданными?
5. Как Вы оцениваете такую форму работы со студентами?
Опыт показывает, что вышеприведенные формы представления материала привлекают своей необычностью и благотворно влияют на отношение студентов к социологии науки.
4. Дополнительным компонентом к семинарским занятиям может послужить
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.