Состояние социологической теории на рубеже 19-20 веков. Общий аналитический обзор сложившихся направлений в социологии. Перспективные направления, нереализованный потенциал. Характеристика общеметодологических оснований построения целостной социологической теории. Фигуры Э.Дюркгейма, М.Вебера, К.Маркса и зарождение ключевых парадигм современной социологии. Концептуализации социального порядка и социального действия.
См. список источников в электронной библиотеке.
Прагматизм как методологическая ориентация Чикагской школы. Основатели и основные представители Чикагской школы: Р.Парк, Дж.Дьюи, Дж.Г.Мид, Ф.Знанецкий, У.Томас, Э.Берджесс, Ч.Кули. Своеобразие определения предметного поля социологии и ее задач. Проект «социальной экологии» Р.Парка. Символический интеракционизм Дж.Г.Мида и Ч.Кули и их интерпретация проблемы социального действия и социального порядка. Личность как объект социологического анализа. Работа «Польский крестьянин в Европе и Америке» Томаса и Знанецкого. Учение об адаптации и социальном характере. Значение этой работы для развития методов и методологии конкретных социологический исследований. Работы Дж.Дьюи: общая характеристика и вклад в развитие педагогики. Причины упадка Чикагской школы. Наиболее значимые достижения чикагцев и реализация заложенного потенциала в дальнейшем.
Литература:
Краткие этапы интеллектуальной биографии Парсонса. Основные произведения Т.Парсонса. Влияние М.Вебера и Э.Дюркгейма на социологию Т.Парсонса. Работа «О структуре социального действия»: основные положения. Развитие теории Т.Парсонса в работе «О социальных системах». Оценка интегративного потенциала работ американского социолога. Пределы и возможности нормативизма в объяснении социального поведения людей. Эмпирическая модель социальной системы. Отношения структурно-функционального анализа и прагматизма. Вклад Т.Парсонса в развитие макросоциологической теории.
Литература:
Направления критики положений Т.Парсонса. Развитие категориального аппарата структурно-функционального анализа. Коррекция представлений о состояниях социальной системы и механизмах поддержания равновесия. Диагностика состояния социологической теории середины 20 века. Обоснование необходимости теорий среднего уровня.
Литература:
Интеллектуальный экспорт из Западной Европы – причины и следствия. Европейский этап творчества А.Шюца. Влияния М.Вебера и Э.Гуссерля на постановку А.Шюцем вопроса о специфике социологического знания и его задачах. Теоретико-методологическая характеристика творчества Шюца. Категориальный аппарат феноменологической социологии. Представления о социальной реальности. Социальное действие и его основные компоненты. Понятие смысла социального действия. Естественная установка. Социальный порядок и его производство. Типизации и идеализации. Влияние символического интеракционизма на творчество А.Шюца. Отношения феноменологической социологии со СФА.
Литература:
Последователи А.Шюца в американской социологии. Работа «Социальное конструирование реальности» П.Бергера и Т.Лукмана: основные теоретические положения. Общество как объективная реальность, общество как субъективная реальность. Процесс институализации. Критика этой работы. Укрепление позиций социального конструктивизма в американской социологии. Этнометодология Г.Гарфинкеля. особенности подхода Гарфинкеля. Влияние на творчество Гарфинкеля Т.Парсонса. «Методы» социального действия в повседневности как предмет этнометодологии. Источники понимания в обществе. Понятие «практическое» в работах Гарфинкеля. Документальный метод интерпретации. Понятие «индексности». Суть экспериментов Гарфинкеля. Творчество И.Гоффмана: подход к анализу социального взаимодействия, развитие теории социальных ролей, понятие «стигма».
Литература:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.