Поэтому неметаллические материалы (в первую очередь резина) должны испытываться на совместимость (стойкость) с контактирующим с ними топливом и его парами. Резины, удовлетворяющие требованиям стойкости под воздействием углеводородных топлив и масел, называют бензомаслостойкими.
Борьба с коррозионной агрессивностью топлив осуществляется также мероприятиями, направленными на исключение (или уменьшение времени) работы двигателя и его отдельных элементов на низкотемпературных режимах и введением в моторные масла и топливо противокоррозионных присадок.
Противокоррозионным присадки (ингибиторы коррозии) — это вещества, добавляемые к топливу для снижения всех видов коррозии металлов.
Один из наиболее распространенных видов противокоррозионных присадок — это защитные присадки, добавляемые к топливу для снижения электрохимической коррозии. В зависимости от строения и свойств противокоррозионных присадок механизм их действия может заключаться в создании на поверхности металла защитных адсорбированных (ингибиторы адсорбционного действия), хемосорбированных (ингибиторы хемсорбционного действия) пленок либо в химической нейтрализации имеющихся в топливе коррозионно-агрессивных веществ. Пассивная защита от коррозионного воздействия жидких топлив осуществляется путем нанесения на контактирующие с топливом металлические поверхности лакокрасочных и пластиковых покрытий. Например, покрытие на основе пенополиуретана высокой плотности наряду с хорошими защитными свойствами обладает низкой теплопроводностью, что обеспечивает стабильную температуру топлива в баках и трубопроводах.
В качестве противокоррозионных присадок, нейтрализующих продукты сгорания серы, к топливу добавляются щелочные соединения — аммиак и его соли, нитраты и карбонаты щелочных металлов.
Под защитной способностью топлив понимают совокупность свойств определяющих способность этот топлива защищать от коррозии конструкционные материалы при воздействии на них коррозионно-агрессивных сред (например, воды). Для улучшения защитных свойств топлив в них вводят защитные присадки.
Механизм действия защитных присадок основан на торможении процессов электрохимической коррозии вследствие вытеснения воды с поверхности металла. В качестве защитных присадок используют вещества, обладающие поверхностно-активными свойствами из ряда жирных кислот, эфиров, диэфиров и т.п. В защитных присадках отечественного производства используют нефтяные сульфонаты и нитрованные масла, обладающие высокими поверхностно-активными свойствами.
Для борьбы с коррозионной агрессивностью дизельных топлив, содержащих повышенное количество серы, в моторные масла вводят щелочные присадки, нейтрализующие кислотные соединения, образующиеся при сгорании этих топлив.
23. Ассортимент дизельных топлив. Отечественные товарные дизельные топлива представляют собой прямогонные фракции нефти, выкипающие в диапазоне температур 180—360 °С.
Требования к качеству товарных топлив, используемых для быстроходных дизелей и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, регламентированы ГОСТ 305—82 (табл. 4.2).
Таблица 4.2.
Показатель
Марка
Л
3
А
Цетановое число, не менее
45
45
45
Фракционный состав, %, (об.):
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше
280
280
255
96 % перегоняется при температуре, °С, не выше (конец перегонки)
360
340
330
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2 /с
3,0 — 6,0
1,8 - 5,0
1.5 — 4,0
Температура застывания, °С, не выше для климатической зоны:
умеренной
— 5
—25
-
холодной
-
—45
—55
Температура помутнения, °С, не выше, для
климатической зоны:
умеренной
—5
—25
-
холодной
-
—35
-
Содержание серы, %, не более:
в топливе вида I
0,2(0,2)
0,2(0,2)
0,2(0,2)
То же, I I
0,5
0,5
0,4
Содержание фактических смол, мг/100 мл, не более
40(25)
30(25)
30(25)
Плотность при 20 °С, кг/м3 , не более
860
840
830
Примечание: Величины показателей, указанных в скобках, даны для топлив, выпускавшихся со знаком качества.
Для всех марок топлива, выпускаемых по данному ГОСТУ, предусмотрено:
- содержание меркаптановой серы — не более 0,01 %;
- кислотность — не более 5 мг КОН/100 мл;
- зольность — не более 0,01;
- коксуемость 10 %-ного остатка — не более 0,30;
- коэффициент фильтруемости — не более 3;
- испытания на медную пластину — выдерживает, механические примеси;
- вода, водорастворимые кислоты и щелочи, сероводород — отсутствуют.
Все рассмотренные топлива обладают высокой стабильностью — для них установлен гарантийный срок хранения 5 лет. Для обеспечения заданного цетанового числа разрешается введение в топливо до 1 % изопропилнитрата.
Для уменьшения коррозии двигателей, использующих топлива по ГОСТ 305—82, эти топлива разделяют (с указанием в паспорте) на два вида:
1) Первый — с содержанием серы до 0,2;
2) второй — с содержанием серы до предельных норм ГОСТ.
Топлива второго вида разрешается применять только в двигателях, использующих моторные масла с высокой щелочностью (что уменьшает коррозию металла сернистыми соединениями).
Дизельные топлива делят на:
- арктические,
- зимние,
- летние.
Арктическое топливо (А — арктическое) используют при температуре воздуха не ниже —50 °С.
Зимнее топливо (3 — зимнее) в зависимости от климатической зоны использования вырабатывается двух видов: для умеренной зоны (tзаст — 35 °С), применяется при температуре воздуха не ниже —20 °С и для холодной зоны (tзаст —45 °С), применяется при температуре воздуха не ниже —30°С.
Летнее топливо (Л — летнее) — при температуре воздуха выше 0°С.
В условное обозначение всех марок топлива включено указание массовой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.