Если разность составит более 10%, то необходимо задаться новым значением S и повторить расчет. В нашем случае разность величин незначительна, следовательно расчёты проведены правильно.
1.8.4. Уточнение рабочего объема двигателя и его мощности
Уточнение рабочего объема двигателя и его мощности проводится после определения размеров цилиндра и округление значений S и D до стандартных величин:
; (1.47)
. (1.48)
1.8.5. Эффективный крутящий момент и литровая мощность
Эффективный крутящий момент определяется по формуле
нּм. (1.49)
Литровая мощность характеризует степень форсирования двигателя
Nл = Nеу/iVhу=39.3/1.86=25, кВт/л. (1.50)
Примерные рекомендуемые значения литровой мощности для карбюраторных ДсИЗ находятся в пределах Nл = 25…45 кВт/л.
Рассчитанное значение по формуле (1.50) находится в пределах рекомендуемого.
1.9. Методика построения индикаторной диаграммы
Построение производится по данным теплового расчета в координатах: давление Р, ход поршня S.
1.9.1. Выбор масштабов
Масштабы давления mр, МПа/мм, и хода поршня ms, мм/мм, выбираются так, чтобы высота диаграммы была в 1,2…1,7 раза больше ее основания. Рекомендуемые масштабы приведены в табл. 1.2.
Масштабы для построения индикаторной диаграммы Таблица 1.2
Масштаб |
Параметры |
|||
Рz, МПа |
mр, МПа/мм |
S, мм |
ms, мм хода/мм диаграммы |
|
По оси ординат |
5,0 < Рz ≤ 8,0 |
0,040 |
||
По оси абцисс (масштаб хода поршня) |
S > 80 |
1,00 |
1.9.2. Координатные оси и характерные линии.
1. После нанесения координатных осей проводится линия абсолютного давления окружающей среды на расстоянии ОК от оси абцисс
ОК= Р0/mр=0,1/0,04=2,5 мм, где Р0= 0,1МПа.
2. Параллельно оси давления на расстоянии ОА от начала координат проводится линия, определяющая положение поршня в ВМТ.
Отрезок Sс, выраженный в мм хода поршня, косвенно характеризует объем камеры сгорания (КС):
Sс= S/(ε-1)=81,2/7,5=10,83 мм, (1.51)
где Sс и S– измеряется в мм хода поршня.
С учетом масштаба
ОА= Sс/ms=10,83/1=10.83 мм (1.52)
3. От точки А откладывается отрезок АВ, эквивалентный ходу поршня S:
АВ= S/ms=81.2/1=81.2 мм (1.53)
Через точку В, определяющую положение поршня в НМТ, проводится параллельно оси давления линия.
1.9.3. Характерные точки индикаторной диаграммы
1. В ВМТ наносим точки "z","с"и "r", соответствующие давлениям рz, рс и рr: Аz = рz/mр мм, Ас = рс/ mр =1.75/0.04 = 43.75 мм и Аr = рr/ mр,=0.1165/0.04 = 2.91, мм .
2. В НМТ наносим точки "а" и "в", соответствующие давлениям ра и рв:
а = ра/ mр=0.10133/0.04 мм и В = рв/ mр =0.4/0.04=10 мм.
При наличии дозарядки в НМТ откладывается точка а1, соответствующая давлению ра1 = φ1ּ ра=1.04∙0.1165/0.04=3.03, от которой начинается построение политропы сжатия.
1.9.4. Построение политроп сжатия и расширения. Построение индикаторной диаграммы теоретического цикла.
Ординаты промежуточных точек процессов сжатия и расширения в двигателях с искровым зажиганием определяются по следующим формулам.
Для процесса сжатия рс.х = φ1ּраּ, МПа. (1.54)
Наличие дозарядки учитывается введением в формулу (1.54) коэффициента дозарядки φ1.
Для процесса расширения рр.х = рвּМПа . (1.55)
В (9.4) и (9.5) Sа = S + Sс, а Sх – ход поршня, эквивалентный текущему значению объема надпоршневого пространства, отсчитываемый от ВМТ.
С учетом масштабов формулы (1.54) и (1.55) примут вид
ОУс = φ1 ּаּ, мм, ОУр = Вּ,мм
Расчет проводится по 9 точкам для каждого процесса.
При этом отрезок АВ разбивается на 10 примерно равных частей.
Результаты расчета целесообразно представить в виде таблицы 1.3.
Результаты расчета политропы сжатия и расширения Таблица 1.3
№ п/п |
Sх |
Сжатие |
Расширение |
||||||
рх |
рх |
||||||||
мм хода |
мм диагр. |
– |
– |
МПа |
мм |
– |
МПа |
мм |
|
1 |
0 |
0 |
8.5 |
19 |
1.75 |
43.7 |
17 |
6.95 |
173.75 |
2 |
8.12 |
8.12 |
4.85 |
8.79 |
0.92 |
23.2 |
8.1 |
3.2 |
81.15 |
3 |
16.2 |
16.2 |
3.4 |
5.38 |
0.56 |
14.2 |
5.07 |
2.03 |
50.67 |
4 |
24.4 |
24.4 |
2.615 |
3.75 |
0.39 |
9.9 |
3.577 |
1.43 |
35.77 |
5 |
32.5 |
32.48 |
2.125 |
2.82 |
0.29 |
7.43 |
2.71 |
1.08 |
27.16 |
6 |
40.6 |
40.6 |
1.79 |
2.22 |
0.235 |
5.86 |
2. 16 |
0.86 |
21.64 |
7 |
48.7 |
48.72 |
1.54 |
1.82 |
0.19 |
4.8 |
1.77 |
0.7 |
17.7 |
8 |
56.8 |
56. 84 |
1.36 |
1.53 |
0.16 |
4.03 |
1.5 |
0.6 |
15 |
9 |
64.9 |
64.96 |
1.21 |
1.3 |
0.14 |
3.44 |
1.28 |
0.51 |
12.87 |
10 |
73.1 |
73.08 |
1.09 |
1.135 |
0.12 |
2.99 |
1.12 |
0.45 |
11.2 |
11 |
81.2 |
81.2 |
1 |
1 |
0.1054 |
2.635 |
1 |
0.4 |
10 |
1.9.5. Построение индикаторной диаграммы, соответствующей действительному циклу
Отличие действительной индикаторной диаграммы, соответствующей реальному циклу, от теоретической диаграммы вызываются следующими причинами.
1. Повышение давления в конце сжатия (точка "с' " ) по сравнению с давлением при сжатии без воспламенения (точка "с"), являющееся следствием начала развития процесса сгорания до ВМТ.
2. Отклонение процесса резкого нарастания давления от процесса при V = соnst вследствие конечной скорости выделения теплоты и вызванного движением поршня изменения объема надпоршневого пространства. При этом момент достижения максимального давления смещается относительно ВМТ.
1.9.5.1. Сглаживание индикаторной диаграммы вблизи ВМТ в конце процесса сжатия и в начале процесса расширения.
Задача заключается в определении ординаты точки с', соответствующей действительному значению давления в момент достижения ВМТ, а также положения точек "е" и "zд" относительно ВМТ. Первая из них соответствует началу фазы видимого сгорания, что выражается в превышении давления над давлением при сжатии без воспламенения (зажигания).
Вторая точка определяет момент достижения действительного максимального давления рzд после прохождения поршнем ВМТ.
Практика доводки современных быстроходных автомобильных двигателей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.