Введение.
Количество автомобилей личного пользования, а также малых и средних предприятий, не имеющих собственной ремонтной базы, непрерывно растет. Соответственно растет и потребность в станциях технического обслуживания (СТО), предприятий, обслуживающих и ремонтирующих эти автомобили.
Цель выполнения расчетно-графической работы и есть приобретение практических навыков проектирования станций технического обслуживания. Заданием предусмотрены технологические расчеты городских СТО и разработка их планировки.
1. Расчёт годового объёма работ городских СТО.
Годовой объем работ городских СТО включает ТО и ТР, уборочно-моечные работы и предпродажную подготовку автомобилей.
1.1. Годовой объем работ но ТО и ТР для специализированной СТО.
T = NCTO∙LГ∙t/1000, чел.∙час, (1.1)
где NCTO - число автомобилей, обслуживаемых СТО в год; LГ- среднегодовой пробег автомобиля, км; t - удельная трудоемкость работ по ТО и ТР, чел.∙час на 1000 км пробега.
Из формулы 1.1:
T = 2300∙18000∙2,3/1000 = 95220 чел.∙час.
1.2. Годовой объем уборочно-моечных работ.
Tу.м. = NCTO∙d∙tу.м., чел.∙час, (1.2)
где NCTO - число автомобилей, обслуживаемых СТО; d - число заездов на станцию автомобилей в год; tу.м. - средняя трудоемкость уборочно-моечных работ:
- при механизированной мойке 0,15…0,25 чел.∙час;
- при ручной шланговой мойке 0,5 чел.∙час.
Если СТО предоставляет уборочно-моечные работы как самостоятельный вид услуг, а не только перед ТО и ТР, то число заездов на уборочно-моечные работы принимается из расчета 1 заезд на 800... 1000 км пробега.
Из формулы 1.2:
Tу.м. = 2300∙2∙0,2 = 920 чел.∙час.
1.3. Годовой объем работ по предпродажной подготовке.
Tп.п. = NП∙tп.п., чел.∙час, (1.3)
где NП- число продаваемых автомобилей в год; tп.п. = 3,5 чел.∙час - трудоемкость обслуживания одного автомобиля перед его продажей.
Общий годовой объем работ по ТО и ТР распределяется по видам работ и месту их проведения.
Из формулы 1.3:
Tп.п. = 180∙3,5 = 630 чел.∙час.
1.4. Годовой объем работ по противокоррозионной защите.
Tп.к. = NCTO∙d∙tп.к., чел.∙час, (1.4)
где NCTO - число автомобилей, обслуживаемых СТО; d - число заездов на станцию автомобилей в год; tп.к. - средняя трудоемкость работ по противокоррозионной защите.
Из формулы 1.4:
Tп.к. = 2300∙2∙3 = 13800 чел.∙час.
1.5. Годовой объем работ по приёмке автомобиля.
Tпр. = NCTO∙d∙tпр., чел.∙час, (1.5)
где NCTO - число автомобилей, обслуживаемых СТО; d - число заездов на станцию автомобилей в год; tпр. - средняя трудоемкость работ по приёмке авто.
Из формулы 1.5:
Tпр. = 2300∙2∙0,25 = 1150 чел.∙час.
2. Годовой объём вспомогательных работ.
Объем вспомогательных работ СТО составляет 20…30 % общего годового объема работ по ТО и ТР.
Т=110570 чел. ∙час.
Виды вспомогательных работ СТО:
Ремонт и обслуживание механического оборудования, оснастки и инструмента – 8292,75 чел. ∙час.;
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования сетей и коммуникаций – 6634,2 чел. ∙час.;
Перегон автомобилей – 3317,1 чел. ∙час.;
Приемка, хранение и выдача материальных ценностей – 6634,2 чел. ∙час.;
Уборка производственных помещений и территории – 4975,65 чел. ∙час.;
Обслуживание компрессорного оборудования – 3317,1 чел. ∙час..
3. Расчет числа производственных рабочих
К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР автомобилей. Различают технологически необходимое (явочное) и штатное число рабочих.
Технологически необходимое число рабочих:
, где – годовой объем работ по зонам ТО, ТР или участку, чел.×час; – годовой номинальный фонд времени технологически необходимого рабочему; = 2070 ч – для производств с нормальными условиями труда; = 1830 ч – для производств с вредными условиями труда.
Штатное число рабочих:
, где – годовой эффективный фонд времени штатного рабочего (отличается от на время отпуска, болезни и выполнение гос.службы), ч; =1820 ч – для производств с нормальными условиями труда; =1610 ч – для производств с вредными условиями труда.
На вспомогательные работы для:
Перегон автомобилей.
РТ = ТГ/ФТ = 3317,1/2070 =2 человека.
РШ = ТГ/ФШ = 3317,1/1820 =2 человека.
Приемка, хранение и выдача материальных ценностей.
РТ = ТГ/ФТ = 6634,2/2070 =4 человека.
РШ = ТГ/ФШ = 6634,2/1820 =4 человека.
Уборка производственных помещений и территории.
РТ = ТГ/ФТ = 4975,65/2070 =3 человека.
РШ = ТГ/ФШ = 4975,65/1820 =3 человека.
На рабочих постах, для работ:
Диагностические.
РТ = ТГ/ФТ = 3834/2070 =2 человека.
РШ = ТГ/ФШ = 3834/1820 =3 человека.
Регулирование по установке углов передних колёс.
РТ = ТГ/ФТ = 3834/2070 =2 человека.
РШ = ТГ/ФШ = 3834/1820 =3 человека.
Кузовные и арматурные (жестяницкие, сварочные).
РТ = ТГ/ФТ = 20128,5/2070 =10 человек.
РШ = ТГ/ФШ = 20128,5/1820 =12 человек.
Окрасочные и противокоррозионные.
РТ = ТГ/ФТ = 32970/2070 =16 человек.
РШ = ТГ/ФШ = 32970/1820 =19 человек.
На универсальных постах, для работ:
Электротехнические.
РТ = ТГ/ФТ = 766,8/2070 =1 человек.
РШ = ТГ/ФШ = 766,8/1820 =1 человек.
По приборам системы питания.
РТ = ТГ/ФТ = 1150,2/2070 =1 человек.
РШ = ТГ/ФШ = 1150,2/1820 =1 человек.
Аккумуляторные.
РТ = ТГ/ФТ = 1725,3/2070 =1 человек.
РШ = ТГ/ФШ = 1725,3/1820 =1 человек.
Шиномонтажные.
РТ = ТГ/ФТ = 670,95/2070 =1 человек.
РШ = ТГ/ФШ = 670,95/1820 =1 человек.
Ремонт узлов, систем и агрегатов.
РТ = ТГ/ФТ = 3834/2070 =2 человека.
РШ = ТГ/ФШ = 3834/1820 =3 человека.
Кузовные и арматурные (жестяницкие, сварочные).
РТ = ТГ/ФТ = 6709,5/2070 =4 человека.
РШ = ТГ/ФШ = 6709,5/1820 =4 человека.
Обойные.
РТ = ТГ/ФТ = 1437,75/2070 =1 человек.
РШ = ТГ/ФШ = 1437,75/1820 =1 человек.
Слесарно-механические.
РТ = ТГ/ФТ = 6709,5/2070 =4 человека.
РШ = ТГ/ФШ = 6709,5/1820 =4 человека.
4. Расчёт числа постов и автомобиле-мест.
4.1. Рабочие посты.
Для данного вида работ ТО и ТР число рабочих постов:
Х = Тп∙φ/(Фп∙Рср), (4.1)
где Тп - годовой объем постовых работ, чел.∙час; φ = 1,15- коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО; Фп - годовой фонд рабочего времени поста; Рср - среднее число рабочих, работающих на посту (Рср = 2 - для постов ТО и ТР, Рср = 1,5 - на постах кузовных и окрасочных работ);
Фп = Драб.г.∙Тсм∙С∙η, (4.1.1)
где Драб.г. - число рабочих дней в году станции обслуживания (для городских Драб.г. - 305); Тсм - продолжительность смены; С - число смен; η = 0,9 - коэффициент использования рабочего времени поста.
Из формулы 4.1.1:
Фп = 305∙1∙10,5∙0,9 = 2882,25.
Из формулы 4.1:
Тп=109650 чел.∙час.
Х = 109650∙1,15/(2882,25∙2) = 22 поста.
Расчёт универсальных постов:
Х = Тi∙φ/(Фп∙Рср),
Х = Тдиагн∙1,15/(2882,25∙2) = 3834∙1,15/(2882,25∙2) ≈ 1;
Х = Трег∙1,15/(2882,25∙2) = 3834∙1,15/(2882,25∙2) ≈ 1;
Х = Тк.ар.∙1,15/(2882,25∙2) = 26838∙1,15/(2882,25∙2) ≈ 6;
Х = Токр.к. ∙1,15/(2882,25∙2) = 32970∙1,15/(2882,25∙2) ≈ 7;
Х = Тобщ∙1,15/(2882,25∙2) = 43094∙1,15/(2882,25∙2) ≈ 9;
Количество постов:
Х = 24 поста.
Вид работ |
Распределение объёма работ в зависимости от числа рабочих постов |
Распределение объёма работ по месту их выполнения |
|
21…30 |
На рабочих постах |
На производственных участках |
|
1. Диагностические |
3834 |
3834 |
- |
2. ТО в полном объёме |
9585 |
9585 |
- |
3. Смазочные |
1917 |
1917 |
- |
4. Регулирование по установке углов передних колёс |
3834 |
3834 |
- |
5. Ремонт и регулировка тормозов |
2875,5 |
2875,5 |
- |
6. Электротехнические |
3834 |
3067,2 |
766,8 |
7. По приборам системы питания |
3834 |
2683,8 |
1150,2 |
8. Аккумуляторные |
1917 |
191,7 |
1725,3 |
9. Шиномонтажные |
958,5 |
287,55 |
670,95 |
10. Ремонт узлов, систем и агрегатов |
7668 |
3834 |
3834 |
11. Кузовные и арматурные (жестяницкие, сварочные) |
26838 |
20128,5 |
6709,5 |
12. Окрасочные и противокоррозионные |
32970 |
32970 |
- |
13. Обойные |
2875,5 |
1437,75 |
1437,75 |
14. Слесарно-механические |
6709,5 |
- |
6709,5 |
15. Уборочно-моечные |
- |
- |
- |
Уборочно-моечные посты.
При механизации уборочно-моечных работ число рабочих постов:
, где – суточное число заездов автомобилей для выполнения уборочно-моечных работ; – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на участках уборочно-моечных работ (до 10 рабочих постов = 1,3…1,15; от 11 до 30 = 1,2…1,3; более 30 = 1,1…1,2); – суточная продолжительность работы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.