ТОРМОЗНЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ Торможение — процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению автомобиля с целью уменьшения его скорости вплоть до полной остановки или удержания в неподвижном состоянии. Тормозные свойства — совокупность потенциальных свойств автомобиля, характеризующих способность интенсивного снижения скорости, поддержания постоянной скорости на уклонах, обеспечения устойчивого прямолинейного движения в процессе торможения, надежного удержания автомобиля в покое.
Тормозные свойства определяют активную безопасность автомобиля и поэтому регламентируются международными документами, разработанными Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) — Правила № 13, в соответствии с которыми разрабатываются национальные стандарты.
Измерители тормозных свойств
Измерителями тормозных свойств подвижного состава являются замедление при торможении j3, м/с2, время торможения tтор, с, и тормозной путь Smор, м. Наибольшее значение из указанных измерителей имеют замедление и тормозной путь.
Нагрузка на подвижной состав оказывает существенное влияние на его тормозные свойства. Поэтому в эксплуатации для проверки эффективности тормозных механизмов в качестве измерителей используют максимально допустимый тормозной путь и минимально допустимое замедление для подвижного состава без нагрузки и с полной нагрузкой.
Уравнение движения при торможении Уравнение движения подвижного состава выведем для случая торможения на горизонтальной дороге. Спроектируем все силы, действующие на подвижной состав, на плоскость дороги и получим уравнение движения при торможении:
Силы, действующие на подвижной состав при торможении
Замедление при торможении определим из этого уравнения, представив его в следующем виде:
Откуда
Величина замедления зависит от режима торможения подвижного состава. В эксплуатации применяется экстренное (аварийное) и служебное торможение.
Экстренное торможение
Максимально возможное по сцеплению значение тормозной силы на колесе достигается в том случае, когда колесо находится на грани юза (полного скольжения), но еще катится. При этом качение колеса происходит с некоторым проскальзыванием. Как показали исследования, максимальное значение тормозной силы на колесе достигается при 15...30%-ном проскальзывании колеса.
Количество экстренных торможений составляет 3…5 % от общего числа торможений. Уравнение движения подвижного состава при экстренном торможении будет иметь следующий вид (влияние силы сопротивления воздуха незначительно):
Так как при экстренном торможении касательные реакции дороги на передних и задних колесах максимально возможные по сцеплению, то можно записать
Величина замедления равна
Если во время торможения величина коэффициента сцепления колес с дорогой не изменяется, то замедление остается постоянным по скорости во всем диапазоне торможения. Время торможения. Для определения времени торможения представим замедление в следующем виде:
Отсюда находим
Проинтегрировав последнее выражение, определим время торможения:
где Vн и Vк измеряются в км/ч.
При торможении подвижного состава до полной остановки, когда Vк = 0, время торможения
Различают тормозной путь автомобиля и остановочный путь. Тормозной путь. Тормозным путем называется путь, проходимый автомобилем за время полного торможения, в течение которого замедление имеет максимальную величину.
Из значений
и определим
Проинтегрировав это выражение, найдем тормозной путь
где Vн и Vк измеряются в км/ч.
При торможении до полной остановки
Коэффициент эффективности торможения. Приведенные выше формулы для определения времени торможения и тормозного пути подвижного состава не учитывают ряд конструктивных и эксплуатационных факторов, существенно влияющих на эффективность торможения. Поэтому в действительности время и путь торможения могут быть на 20...60% больше, чем подсчитанные по этим формулам. Для увязки теоретических расчетов с эксплуатационными данными служит коэффициент эффективности торможения кэ. Он учитывает непропорциональность тормозных сил на колесах нагрузкам, приходящимся на колеса, а также износ, регулировку, замасливание и загрязненность тормозных механизмов.
Коэффициент показывает, во сколько раз действительное замедление подвижного состава меньше теоретического, максимально возможного на данной дороге. Величина коэффициента эффективности торможения составляет
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.