Введение
Основной целью курсовой работы является углубление и закрепление знаний, полученных при изучении курса «Конструкция, расчет и потребительские свойства изделий» и развитие навыков по расчету эксплуатационных свойств автомобилей, необходимых для движения в заданных дорожных условиях. Упомянутая цель достигается на основе выполнения расчетов и построения тягово-скоростных и топливно-экономических характеристик автомобиля.
Исходные данные курсовой работы
1.1. Задание №16 Расчет тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобиля ВАЗ 21121.
1.2. Номер варианта 16.
1.3. Марка автомобиля ВАЗ 21121
1.4. Колесная формула 4х2.
1.5. Тип двигателя – бензиновый расп. вп.
1.6. Дорожные условия эксплуатации автомобиля.
Вид дорожного покрытия или тип почвы |
Слагаемые сопротивления дороги |
|
Коэффициент сопротивления качения f |
Уклон дороги, %0 |
|
Булыжная дорога |
0,025…0,030 |
35 |
1.7.Техническая характеристика автомобиля.
№ п/п |
Параметры |
Обозначение |
Единица измерения |
Значения параметров |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Наибольшая высота автомобиля |
- |
мм |
1460 |
2 |
Наибольшая ширина автомобиля |
- |
мм |
1775 |
3 |
Снаряженная масса |
- |
кг |
1175 |
4 |
Полная масса |
- |
кг |
1725 П.о. 59,6% З.о. 40,4% |
5 |
Двигатель |
- |
- |
Бенз. Расп.вп. |
6 |
Число и расположение цилиндров |
i |
- |
4 в ряда |
7 |
Рабочий объем |
Vh |
см3 |
1596 |
8 |
Степень сжатия |
ε |
- |
10,0 |
9 |
Макс. мощность |
Nemax |
кВт/мин-1 |
80/59/5200 |
10 |
Макс. крутящий момент |
Memax |
Нм/мин-1 |
120/2700 |
11 |
Коробка передач |
- |
Мех. |
|
12 |
Передаточные числа |
|||
I |
- |
- |
- |
3,64 |
II |
- |
- |
- |
1,95 |
III |
- |
- |
- |
1,36 |
IV |
- |
- |
- |
0,94 |
V |
- |
- |
- |
0,78 |
13 |
Задний ход |
- |
- |
3,50 |
14 |
Главная передача |
- |
- |
3,70 |
15 |
Колесная формула |
- |
- |
4х2 |
16 |
Привод |
- |
- |
На передн. кол. |
17 |
Шины |
- |
- |
175/70/R13 |
18 |
Макс. скорость |
Vmax |
км/ч |
170 |
19 |
Время разгона 0…100 км/ч |
tp |
с |
13,5 |
20 |
Расход топлива л/100 км |
- |
л |
|
21 |
Городской цикл |
- |
л |
10 |
22 |
Загородный цикл |
- |
л |
5,5 |
23 |
Смешанный цикл |
- |
л |
|
24 |
Топливо |
- |
- |
АИ-95 |
1. Расчет тягово-скоростных свойств автомобиля
Тягово-скоростными называют свойства, определяющие возможные по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе на тяговом режиме в различных дорожных условиях.
Методы оценки тягово-скоростных свойств могут быть использованы для решения двух задач: 1) анализ скоростей, ускорений автомобиля с заданными конструктивными параметрами в различных дорожных условиях; 2) синтез конструктивных параметров, которые могут обеспечить необходимые значения скоростей и ускорений в заданных, а также в предельных дорожных условиях движения.
Возможны также сравнение автомобилей по показателям тягово-скоростных свойств и оценка их технического уровня и качества по степени соответствия нормируемым и рекомендуемым значениям этих показателей.
Расчет внешней скоростной характеристики двигателя
Скоростной характеристикой называется зависимость эффективной мощности и крутящего момента двигателя от угловой скорости коленчатого вала. У двигателей различают два типа скоростных характеристик: внешнюю (предельную) и частичные.
Внешнюю скоростную характеристику получают при полной нагрузке двигателя, т.е. при полной подаче топлива; частичные – при неполных нагрузках двигателя или при неполной подаче топлива.
(1)
где Ne – текущее значение эффективной мощности двигателя, кВт;
Nemax – максимальная эффективная мощность двигателя, кВт;
- текущее значение угловой скорости коленчатого вала двигателя, рад/с;
- угловая скорость коленчатого вала двигателя при максимальной мощности, рад/с;
- постоянные коэффициенты, зависящие от типа и конструкции двигателя.
, (2)
Крутящий момент на коленчатом валу двигателя (Нм) для тех же значений угловой скорости.
(3)
где МN – момент на коленчатом валу при максимальной мощности двигателя, определяемый из соотношения МN=1000Nemax/, Нм;
Данные для построения графиков внешней скоростной характеристики заносятся в табл.1.
Таблица 1
Параметры внешней скоростной характеристики двигателя
Параметры |
Единица измерения |
Текущее значение параметров |
|||||||||||
|
- |
0,10 |
0,20 |
0,30 |
0,40 |
0,50 |
0,60 |
0,70 |
0,80 |
0,90 |
1,00 |
1,10 |
1,20 |
Ne |
кВт |
6,06 |
12,84 |
20,05 |
27,42 |
34,66 |
41,49 |
47,62 |
52,77 |
56,66 |
59,00 |
59,51 |
57,91 |
Me |
Нм |
53,40 |
56,58 |
58,92 |
60,42 |
61,10 |
60,94 |
59,96 |
58,14 |
55,48 |
52,00 |
47,68 |
42,54 |
|
рад/с |
54,4 |
108,8 |
163,2 |
217,6 |
272 |
326,4 |
380,8 |
435,2 |
489,6 |
544 |
598,4 |
652,8 |
Рис.2. Внешняя скоростная характеристика двигателя
1.2.Определение параметров силовой передачи
1.2.1.Определение передаточного числа главной передачи
Передаточное число главной передачи i0 определяется из условия движения автомобиля по горизонтальной дороге с твердым покрытием со скоростью Vmax на прямой передаче и при полной нагрузке.
(4)
где – радиус качения колеса, м;
– передаточное число высшей передачи коробке передач (в основном ). Если высшей будет ускоряющая передача, то ;
– передаточное число высшей передачи в дополнительной коробке передач,
Радиус качения колеса rk, м, при дюймовой маркировке шин
(5)
где – радиус качения колеса, м;
– диаметр обода и высота профиля шин в дюймах;
– коэффициент деформации шин, - шины легковых автомобилей.
Высота профиля шины может быть определена из соотношения Н/В.
Шины 175/70 R13
В=175 мм
70% - Н/В=0,70
- расчетное
- паспортное
1.2.2. Определение передаточных чисел коробки передач
Передаточные числа коробки передач начинают определять с первой передачи . Его выбирают из условия движения при заданном сопротивлении и отсутствии буксования ведущих колес:
где РСЦ – максимальная касательная реакция на ведущих колесах, реализуемая по условиям сцепления;
РТ – сила тяги, передаваемая от двигателя на ведущие колеса;
РД – сила суммарного дорожного сопротивления.
Из условия возможности движения при заданном сопротивлении
(6)
Из условия отсутствия буксования
(7)
где – коэффициент максимального дорожного сопротивления, для одиночных легковых и грузовых автомобилей принимают (для переднеприводных автомобилей не более 0,35);
– полный вес автомобиля, Н;
- максимальный крутящий момент двигателя, Нм, определяется по внешней скоростной характеристике;
– коэффициент полезного действия трансмиссии, для легковых
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.