зависимости от того, как организованы технологический процесс обработки, накопления, и формирования информации зависит ее ценность и достоверность, актуальность и полнота. Несвоевременная, устаревшая информация становится неактуальной, дефицит, которой сдерживает функции управления; недостоверная, неполная информация приводит к неправильному пониманию происходящих процессов и принятию неадекватных управленческих решений. Рыночные отношения также требуют изменения организации бухгалтерского учета, приближения его к международным стандартам. Функционирование новых форм собственности и хозяйственности обусловили появление новых методов контроля и аудита призводственно-финансовой деятельности предприятий, отвечающих не только интересам собственника, но и государства.
Внесение изменений и дополнений в Законы Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», «Об аудиторской деятельности», «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь», «Об электронном документе», утверждение Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций», Инструкции о порядке ведения налогового учета требуют актуализации информации по организации бухгалтерского и налогового учета.
В целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета, сопоставимости данных, повышения достоверности и ценности учетной и отчетной информации в Республике Беларусь осуществляется государственное регулирование бухгалтерским учетом и отчетностью. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» общее методологическое руководство учетом и отчетности в стране осуществляется органами государственного управления, на который Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерским учетом и отчетностью. В настоящее время таким органом, в соответствии с постановлением Советом Министров Республики Беларусь «О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь» № 1493 от 15 октября 2001года является Министерство финансов Республики Беларусь.
В рамках государственного регулирования Министерство финансов осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь, разработку, согласование и утверждение в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь:
1) типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
2) положения по бухгалтерскому учету и отчетности;
3) типовые унифицированные формы первичной учетной документации;
4) иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.
Методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в соответствующих отраслях экономики, на основе законодательства Республики Беларусь, осуществляют республиканские органы государственного управления, которые на основе международных стандартов разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности в отраслях, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Республики Беларусь. К органам государственного управления относятся министерства, ведомства, государственные комитеты, например: Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства, Министерства архитектуры и строительства, а также Государственный комитет по науке и технологиям и др. Кроме того, республиканские органы государственного управления разрабатывают и утверждают по согласованию с Министерством финансов и альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, регистры бухгалтерского учета и их электронные версии для соответствующих видов деятельности и отраслей экономики.
Руководствуясь законодательством Республики Беларусь по организации бухгалтерского учета и отчетности, нормативными правовыми актами органов государственного управления, предприятия самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры производства, отраслевых и иных особенностей деятельности, которую закрепляют приказом, постановлением или иным распорядительным документом предприятия. Утвержденная организацией учетная политика применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их месторасположения.
Выстроенная таким образом иерархия государственного регулирования бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь позволяет главным бухгалтерам каждой отдельно взятой организации решать конкретные вопросы и находить правильные решения. Это – с одной стороны. С другой – эффективное управление бухгалтерским учетом и отчетностью позволяет иметь учет, отвечающий требованиям полноты и осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. Требование полноты предполагает обеспечение отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности на основе их полного и правильного документирования. Требование осмотрительности предусматривает готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств в объеме предстоящих доходов и активов, без допусков скрытых резервов. Требование приоритета содержания перед формой должно способствовать отражению в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из их экономического содержания и условий хозяйствования. Требование не противоречивости означает, что в бухгалтерском учете должно соблюдаться тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца. Требование рациональности преследует цели экономного и обоснованного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, обоснованное распределение расходов на прямые и косвенные, возможность ведения учета по упрощенным формам субъектами малого предпринимательства и т.д. [30, c. 45].
Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности направленно не только на осуществление единообразия ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций всеми организациями, и повышение достоверности их учетной информации, но и на содействие предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности, выявление и мобилизацию резервов с целью обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
В настоящее время в Республике Беларусь действует Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции от 17.05.2004 № 278-3, в котором 4 глава посвящена отчетности, в том числе и форме отчетности № 1 – Бухгалтерскому балансу. Министерством Финансов утверждены «Правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности» от 17.02.2004 г. №16. Данные правила состоят из пяти глав:
1.Общие положения;
2.Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
3.Состав бухгалтерской отчетности;
4.Содержание форм бухгалтерской отчетности;
5.Представление бухгалтерской отчетности.
Также Министерством Финансов утверждена «Инструкция о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности» от 17.02.2004 г. № 16, в которой глава 2 отведена формированию показателей бухгалтерского баланса.
Согласно этим документам, все предприятия, организации и учреждения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.