Качество восприятия (QoE) и качество обслуживания (QoS)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

  • Оконечное устройство: кодек и количество передаваемых в пакете кадров - большинство современных алгоритмов кодирования/декодирования речи ориентировано на передачу информации кадрами, поэтому в течение времени, определяемого длинной кадра кодека, должна накапливаться последовательность цифровых представлений отсчётов, определённой длины.

QoS для трафика IP-телефонии

  • Требования к речевому трафику (TIPHON):
  • Потери пакетов
    • потери речевых пакетов в сквозном соединении не должны превышать 2%
      • < 0.5% класс 1
      • 0.5 - 1% класс 2
      • 1 - 2% класс 3

  • Влияние потерь на качество речи

  • Задержка
    • Задержка в сквозном соединении не должна
    • превышать 250 мс для приемлемого качества
    • Цель: < 150мс (человек замечает задержку более 200 мс)
    • 400 мс неприемлема
  • Вариация задержки, джиттер
    • Джиттер в сквозном соединении не должен
    • превышать 40 мс
    • Джиттер задержки в зависимости от класса обслуживания:
      • <10 мс класс 1
      • 10 - 20 мс класс 2
      • 20 - 40 мс класс 3

Оценки качества услуг для трафика IP-телефонии.1

  • Субъективные методики оценки качества услуг: MOS - Mean Opinion Score – восприятие качества услуги пользователем по 5-бальной шкале. Не учитывает ряд явлений, типичных для сетей передачи данных и влияющих на качество речи в системах VoIP. Отсутствует возможность количественно учесть влияющие на качество речи факторы, такие как:
    • сквозная задержка между говорящим по телефону и слушающим;
    • влияние вариации задержки (джиттера);
    • влияние потерь пакетов.

Оценки качества услуг для трафика IP-телефонии.2

  • Объективные методики оценки качества услуг:
  • Е-модель – многокритериальная оценка качества
  • (R-фактор) в диапазоне от 1 до 100 баллов:
    • однонаправленная задержка,
    • коэффициент потери пакетов,
    • потери данных из-за переполнения буфера джиттера,
    • искажения, вносимые при преобразовании аналогового сигнала в цифровой и последующем сжатии (обработка сигнала в кодеках),
    • влияние эхо и др.

Расчет R-фактора

  • R = Ro- ls - ld - le
  • Ro = 93,2 – базовое значение R-фактора. Качество речевого сигнала на входе в систему равно 100 единицам. При его оцифровке и передаче по сети происходит некоторое искажение сигнала, снижающее значение Ro до теоретического максимума – 93,2, которое обычно округляют до 94;
  • ls - искажения, вызванные местным эффектом и процедурой квантования;
  • ld - искажения за счет суммарных задержек в сети;
  • le- искажения, вносимые оборудованием.

R-фактор для некоторых типов кодеков

Соотношение R-фактора и MOS

Соотношение R-фактора и MOS (график)

5,0

Оценка MOS

4,0

3,0

2,0

1,0

0

60

80

100

40

20

R-фактор

Типы кодеков, используемых в IP-телефонии

Примечание. Максимальная задержка джиттер-буфера для всех типов кодеков – удвоенная длительность кадра.

Механизмы, позволяющие снизить влияние кодека на качество речи

  • методы эффективного кодирования речи (рекомендации ITU-T серии G.7xx);
  • механизмы эхоподавления (G.164) и эхокомпенсации (G.165, G.168);
  • механизмы нивелирования ошибок (packet loss concealment), обеспечивающие компенсацию пробелов в речевом потоке, вызванных потерей отдельных пакетов.

Методы нивелирования потерь (PLC - Packet Loss Concealment) в кодеках IP-телефонии

Замена потерянного фрагмента: -предыдущим пакетом -комфортным шумом

  • 1. Методы PLC на стороне получателя позволяют улучшать показатели качества обслуживания независимо от механизмов обеспечения QoS на сети. Обнаружение потерянного пакета на стороне получателя обеспечивается анализом номеров пакетов в заголовках RTP.
  • замена тишиной: замена отсутствующего речевого сегмента выборками со значением 0;
  • вставка шума: для замены отсутствующего речевого сегмента используется белый шум;
  • волновая замена: замена отсутствующего речевого сегмента сигнала другим сегментом;
  • повторение пакета: повторение самого последнего полученного пакета;
  • сопоставление с моделью: повторяет правильно полученный сегмент сигнала, который максимально схожий с потерянным сегментом;
  • волновое дублирование: повторяется один период последнего полученного пакета;
  • модификация масштаба времени: "притягивается" сегмент речевого сигнала некоторой длины перед промежутком, чтобы занять пропущенный сегмент;
  • замена волны на основе метода линейного предсказания: для расчета коэффициентов фильтра-предсказателя используются разностный сигнал, вычисленный на предыдущем кадре.

  • 2. Методы PLC в сквозном соединении предполагают наличие механизмов борьбы с потерями на обоих концах соединения. Эта группа методов во многом ориентирована на начальный анализ сигнала на стороне отправителя: определя-ются огласованные и неогласованные участки речи, и для каждого участка речи подбираются параметры, позволяющие снизить влияние потерь на качество речи:
  • FEC (Forward Error Correction): метод прямого исправления ошибки, в его основе лежит избыточное кодирование. Исходные пакеты разбиваются на сегменты и передаются в линию в различных IP-пакетах, причем сегменты речевых пакетов повторяются несколько раз (до трех).
  • AP/C (Adaptive Packetization and Concealment): метод адаптивного пакетизирова-ния и нивелирования потерь. Выбирается различный размер пакета для речевых участков речи и пауз

Похожие материалы

Информация о работе